Фильтр Байера (шаблон Байера) — это двумерный массив цветных фильтров, которыми накрыты фотодиоды фотоматриц. Используется для получения цветного изображения в матрицах цифровых фотоаппаратов, видеокамер и сканеров. Фильтр Байера состоит из 25 % красных элементов, 25 % синих и 50 % зелёных элементов, расположенных как показано на рисунке.
Практически во всех современных фото и видео камерах стоят матрицы с фильтром байера. Так чем же он плох? Фильтр байера создает изображение на матрице камеры состоящее из кучи пикселей разного цвета. Для того чтобы всю эту кашу пикселей превратить в изображение, используется алгоритм дебайеризации, при котором теряется реальная информация о цвете пикселя, что приводит к искажению цвета и уменьшению резкости.
Однако существуют матрицы построенные по другой технологии - по технологии цветной пленки, такие матрицы производит компания sigma.
Foveon X3 — серия фотоматриц компании Foveon, в которой цветоделение на аддитивные цвета RGB проводится послойно, по толщине полупроводникового материала, с использованием физических свойств кремния. Название сенсора «Х3» подразумевает как его «трёхслойность», так и «трёхмерность» структуры, дабы подчеркнуть отличие от «плоских» матриц с фильтром Байера. Их конструкция представлена ниже ничего не напоминает? Матрица по своей структуре похожа на пленку.
Похожая технология как в матрице Foveon, но с ограничениями реализована в камере Sony a7R III, она называется pixel shift.
За счёт смещения сенсора, каждый пиксель оказывается последовательно под красным, синим и двумя зелёными светофильтрами. Кадр захватывается с полной цифровой информацией. Выходные цвета получаются объединением четырёх кадров без дополнительной процедуры дебайеризации . Что теоретически повышает точность передачи цвета. Каждый пиксель несёт в себе полную информацию о R, G или B цвете.
В мои руки попала камера, как раз с матрицей Foveon. Sigma SD Quattro с объективом Sigma 18-50 f2.8 EX.
В камере есть автофокус, но он только контрастный, по факту он промахивается в 9/10 случаев, лучше использовать ручную фокусировку, благо есть фокус пикинг. Из особенностей данной камеры хочу отметить ее прожорливость по питанию, аккумулятора хватает на 100-150 снимков в лучшем случае, связано это с большим весом raw файлов около 100мб. Также каждый кадр записывается на карту памяти около 10-15с.
После некоторых тестов я пришел к выводу, что данный объектив не может в полной мере разрешить данную матрицу до диафрагмы f8, что приводит к мягкости картинки по краям, однако в центре резкость приемлемая.
Как видно по фото выше картинка довольно резкая, но даже на iso100 в темных участках, а в частности, - в волосах, появляются цветные шумы. Рабочее iso в камере изменяется от 100iso до 6400 iso, на последнем значении светочувствительности картинка превращается в страшное зрелище из цветного шума.
На диафрагме f4.5 матрица позволяет получить попиксельную резкость, но насколько эта самая резкость имеет смысл учитывая ограничения камеры?
Предлагаю сравнить кадры с Olympus e-pl 7 (micro 4/3) и сигмы.
Ну что, угадали, где сигма, а где олимпус?
На первом фото фотография с олимпуса с китовым объективом, а на втором с сигмы. Разницы в цвете практически нет, может быть минимальная есть, но сходу отличить практически невозможно.
А теперь сравнение резкости:
Очевидно, что у сигмы резкость выше, но изображение с сигмы выглядит так, будто ему искусственно накрутили резкость. Давайте это проверим, я через Adobe camera raw подтяну резкость на снимке слева.
Как по мне изображения выглядят практически идентично.
Давайте разберемся, для подходит чего подходит данная камера? Из-за огромной детализации( видны все изъяны кожи) и крайне плохого автофокуса - камера не годится для портретов, но отлично подходит для пейзажей.
#foveon #sigma sd quattro #merrill #фотография #foveonx3