Найти тему

Мысли Достоевского о современной школе

Оглавление

Про образование я писать бросил - хватит с него. Но, перечитывая "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского, наткнулся вот на какую мысль. И не смог ей не поделиться с читателями канала, который нынче о психологии, а не об образовании.

Впрочем, возможно ли образование без понимания психологии человека?
Сильно в этом сомневаюсь.

Сомневаться стал лет около десятка назад, когда пришлось вновь вернуться к обучению - младший сын пошел в школу, которая, скажу мягко, не сильно перенапрягается, чтобы научить.

И совсем засомневался, а, точнее окончательно понял, что школа зарулила (или ее зарулили?) "не в ту степь", когда изучил труды Ж.Ж. Пиаже, верно уловившего и даже (не побоюсь этого слова применительно к психологии) доказавшего суть психологичности обучения человека.

Достоевский о современной школе

"Таки уж и о современной?",- слышу ехидный голосок.

- "Таки да".

В понимании широких явлений рулит историзм, дамы и господа, а не даты на календаре.

Итак, мысль Ф.М. Достоевского. "Дневник писателя", - С. 109 в электронной версии книги :-).

"Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Учитель — это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? — все-таки людей не наделаете. Что в том, что он ученый, коли дела не смыслит? Педагогии он, например, выучится и будет с кафедры отлично преподавать педагогию, а сам все-таки педагогом не сделается. Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются; ну а на века надо время, годков этак двадцать пять или тридцать, даже и у нас, где века давно уже ничего не стоят."

Немного длинно для цитаты, но лучше Федора Михайловича об этом не скажешь, так что извиняйте.

Укорочу сказочку, сохранив, и даже подчеркнув главное.

Цитаты из цитаты

Про время

Как-то разговаривал я с учителем (25 лет учительского стажа). Спросил:

- "Как думаешь, сколько потребуется времени, чтобы восстановить школу, если на то будет воля "Сверху"?"

Он ответил:

- "Думаю, лет 10".

- "Ты серьезно?" - сказал я? "А я думаю не менее пятидесяти".

Он еще раз подумал и ответил:

- "А, пожалуй, ты прав".

Разговор тот состоялся как раз около десяти лет назад ... Кажется, что и я был чересчур оптимистичен.

"... учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом ..."

"Среда заела"

"Люди, люди — это самое главное... Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются".

А сейчас их пытаются именно "деньгами возделывать".

Достоевский много писал про влияние общества на человека, противопоставляя влияние среды человеческой воле, силе нравственности.

Но одно дело "зрить в корень" проблемы и совсем другое сама проблема как она есть.

"Люди веками возделываются". Чтобы пройти "через среду", через общество и стать Человеком. Некоторым это удается, но мы-то говорим о народном образовании! То есть массовом ...

"Секрет первого шага"

"Исполни сам на себе прежде, чем других заставлять,— вот в чем вся тайна первого шага" — "Дневник писателя".

Одна из ключевых мыслей Достоевского: каждый виновен за всех.

Многие ли поняли, что именно писатель имеет в виду?

Вызвать в человеке чувство вины - любимое средство манипуляторов (про манипуляцию писал тут). Не исключая и ("православные" - заткните уши!) современную церковь.

Смысл "вины" Достоевский специально разъяснил для "особо одаренных".

Каждый виноват за всех потому, что изменения, происходящие в сознании одного человека, каким-то неуловимым образом проникают в сознание других людей, то есть влияют, производят изменения во "всех" людях.

В "Дневнике писателя" есть и об этом, но сейчас мне лень искать буквальную цитату.

То есть вина по Достоевскому - это не о "чувстве вины", а о внутренних изменениях, о работе человека над собой, его собственной трансформации, "переплавлении" страданий в глубокое понимание (писал тут - чуть помидорами не закидали. Правда, кидались только некоторые, большинство поняли).

"Оптимистическая трагедия"

Вспоминается глупая детская песенка с глубоким смыслом:

"В голове у нее бигуди,
а на большее ты не рассчитывай".

Не люблю расшифровывать метафоры, не люблю органически. Думаю, вы сами прекрасно поняли смысл этой песенки. Поняли,

  • что такое в контексте статьи "бигуди",
  • на что "не следует рассчитывать",
  • а также, у кого именно - "у неё"?

Ну и вот еще, для глубины понимания:

"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" — "12 Стульев".

Скоро начнутся первые триместровые работы. А там, не успеете оглянуться, уже и ЕГЭ на носу.

"Саабражааайте, мужчииина!" - так одернула меня контролерша в метро, когда я лет 25 назад, еще не будучи "коренным москвичом", полез на станции "Площадь революции" не через тот турникет :)

Вот теперь и вы пасааабражайте насчет школы и образования.

---------------------------------------------------------------

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

----------------------------------------------------------------

Как решить "Проблему проблем"?
Парадокс прокрастинации. Достоевский и Эйнштейн
"Странная деревня". Как мы становимся ленивыми