Про образование я писать бросил - хватит с него. Но, перечитывая "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского, наткнулся вот на какую мысль. И не смог ей не поделиться с читателями канала, который нынче о психологии, а не об образовании.
Впрочем, возможно ли образование без понимания психологии человека?
Сильно в этом сомневаюсь.
Сомневаться стал лет около десятка назад, когда пришлось вновь вернуться к обучению - младший сын пошел в школу, которая, скажу мягко, не сильно перенапрягается, чтобы научить.
И совсем засомневался, а, точнее окончательно понял, что школа зарулила (или ее зарулили?) "не в ту степь", когда изучил труды Ж.Ж. Пиаже, верно уловившего и даже (не побоюсь этого слова применительно к психологии) доказавшего суть психологичности обучения человека.
Достоевский о современной школе
"Таки уж и о современной?",- слышу ехидный голосок.
- "Таки да".
В понимании широких явлений рулит историзм, дамы и господа, а не даты на календаре.
Итак, мысль Ф.М. Достоевского. "Дневник писателя", - С. 109 в электронной версии книги :-).
"Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Учитель — это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? — все-таки людей не наделаете. Что в том, что он ученый, коли дела не смыслит? Педагогии он, например, выучится и будет с кафедры отлично преподавать педагогию, а сам все-таки педагогом не сделается. Люди, люди — это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются; ну а на века надо время, годков этак двадцать пять или тридцать, даже и у нас, где века давно уже ничего не стоят."
Немного длинно для цитаты, но лучше Федора Михайловича об этом не скажешь, так что извиняйте.
Укорочу сказочку, сохранив, и даже подчеркнув главное.
Цитаты из цитаты
Про время
Как-то разговаривал я с учителем (25 лет учительского стажа). Спросил:
- "Как думаешь, сколько потребуется времени, чтобы восстановить школу, если на то будет воля "Сверху"?"
Он ответил:
- "Думаю, лет 10".
- "Ты серьезно?" - сказал я? "А я думаю не менее пятидесяти".
Он еще раз подумал и ответил:
- "А, пожалуй, ты прав".
Разговор тот состоялся как раз около десяти лет назад ... Кажется, что и я был чересчур оптимистичен.
"... учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом ..."
"Среда заела"
"Люди, люди — это самое главное... Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются".
А сейчас их пытаются именно "деньгами возделывать".
Достоевский много писал про влияние общества на человека, противопоставляя влияние среды человеческой воле, силе нравственности.
Но одно дело "зрить в корень" проблемы и совсем другое сама проблема как она есть.
"Люди веками возделываются". Чтобы пройти "через среду", через общество и стать Человеком. Некоторым это удается, но мы-то говорим о народном образовании! То есть массовом ...
"Секрет первого шага"
"Исполни сам на себе прежде, чем других заставлять,— вот в чем вся тайна первого шага" — "Дневник писателя".
Одна из ключевых мыслей Достоевского: каждый виновен за всех.
Многие ли поняли, что именно писатель имеет в виду?
Вызвать в человеке чувство вины - любимое средство манипуляторов (про манипуляцию писал тут). Не исключая и ("православные" - заткните уши!) современную церковь.
Смысл "вины" Достоевский специально разъяснил для "особо одаренных".
Каждый виноват за всех потому, что изменения, происходящие в сознании одного человека, каким-то неуловимым образом проникают в сознание других людей, то есть влияют, производят изменения во "всех" людях.
В "Дневнике писателя" есть и об этом, но сейчас мне лень искать буквальную цитату.
То есть вина по Достоевскому - это не о "чувстве вины", а о внутренних изменениях, о работе человека над собой, его собственной трансформации, "переплавлении" страданий в глубокое понимание (писал тут - чуть помидорами не закидали. Правда, кидались только некоторые, большинство поняли).
"Оптимистическая трагедия"
Вспоминается глупая детская песенка с глубоким смыслом:
"В голове у нее бигуди,
а на большее ты не рассчитывай".
Не люблю расшифровывать метафоры, не люблю органически. Думаю, вы сами прекрасно поняли смысл этой песенки. Поняли,
- что такое в контексте статьи "бигуди",
- на что "не следует рассчитывать",
- а также, у кого именно - "у неё"?
Ну и вот еще, для глубины понимания:
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" — "12 Стульев".
Скоро начнутся первые триместровые работы. А там, не успеете оглянуться, уже и ЕГЭ на носу.
"Саабражааайте, мужчииина!" - так одернула меня контролерша в метро, когда я лет 25 назад, еще не будучи "коренным москвичом", полез на станции "Площадь революции" не через тот турникет :)
Вот теперь и вы пасааабражайте насчет школы и образования.
---------------------------------------------------------------
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
----------------------------------------------------------------