Найти тему
Паучий Тупик

Когда б на то не Божья воля ...

(злободневное)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах Родины ... дорогая моя русская литература, ты неожиданно подсказываешь ответы. Например, намертво заученное в четвертом классе "Бородино":

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры,
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?

Вот это "не смеют, что ли?" - это в точности то самое, что сейчас думают и чувствуют многие из нас. И от чего нам досадно. Только герои Бородина-то почти до Москвы без боя отступали. А у нас ситуация немножко другая - вот только болевой порог намного ниже, чем у тогдашних людей. И в эти самые болевые точки, в чувство беспомощности и унижения, нас враги и бьют.

Удивительно, но у героев лермонтовского стихотворения этих чувств не показано. Хотя "и слышно было до рассвета, как ликовал француз". Французы времен Наполеона Бонапарта тоже очень хорошо умели в психологическую войну, не сомневайтесь. Но наши в ответ молча занимались делом. Готовились к бою, пусть даже и "ворча сердито, кусая длинный ус". А не распаляли в себе обиду и горечь.

Я это, собственно, к чему? Отнюдь не к тому, что те люди "богатыри - не мы". И наши воины - богатыри, не о том речь. А о том, чему можно поучиться у предков в плане умения "держать удар" в моральном смысле слова.

Почему они, даже сдав Москву, не кричали "а-а, какой позор, нас предали, мы погибли, как нам плохо и больно!"? При том, что элита тогдашняя была насквозь про-французская, даже по языку и культуре, и ожидать, что она из симпатий к Франции и Наполеону (а у него было множество поклонников среди русской аристократии, вспомните князя Андрея Болконского и Пьера Безухова) вручит последнему "ключи от древнего Кремля", очень даже можно было.

По-моему, на то есть две причины. И первая заключена в той фразе, которую я вынесла в заголовок статьи: "когда б на то не Божья воля ...".

Даже те из нас, кто считает себя верующим, на самом деле не верят в то, что какие-то события можно объяснить не делами человеческими, а действительно Божьей волей. Что надо просто делать то, что можешь и что должен, а в остальном положиться на Его волю. Нам всегда кажется, что сделали не всё, не то и не так. А вот нашим предкам хватило Бородинского сражения, чтобы так не думать.

А вторая заключена в слове "басурманы", которым автор именует французов. Нехорошее какое слово, неполиткорректное ))

Дело в том, что простому русскому мужику образца 1812 года и в голову прийти не могло, что француз его чем-то лучше: он был "басурманин", нехристь, неправильный, независимо от того, так это на самом деле или нет. И тогдашнему русскому обществу это в голову не приходило. Отношение к врагам, как к "умной нации", а к своим, как к "весьма глупой-с", было уделом низких людей, смердяковых. Французами могли любоваться, восхищаться, но никто не принижал себя и свою страну перед ними.
А у нас сейчас даже самые патриотичнейшие патриоты в глубине души считают, что мы хуже наших врагов. Почему и рвутся доказывать, что нет, мы не хуже, что мы сильнее, успешнее и т.п. Априори, без доказательств, они в это не верят, поэтому всякая неудача, всякий пропущенный удар вызывает чувство боли и унижения.

У меня тут канал, посвященный в первую очередь Снейпу, поэтому не могу не заметить, что мне это очень напоминает Северуса в его школьные годы. Мародёры - они ведь тоже по болевым точкам били, сознательно или бессознательно. По чувству собственного достоинства, собственной ценности. Вызывали ощущение беспомощности и унижения. Что, Снейп их ни разу не побеждал? Да наверняка много раз побеждал, вон, Сириус вспоминает, что Снейп на первом курсе знал больше проклятий, чем иные семикурсники. Но Мародёры от этих поражений не относились к себе хуже, не любили себя меньше. А со Снейпом всё было именно так.

Что же случилось с нашим народом, что мы превратились в недолюбленного ребенка, не умеющего любить себя - такого, каким был Снейп? Как нам выбраться из этого состояния фрустрации? И почему этого состояния не было у крепостных крестьян 200 лет назад? Почему его не было, если идти дальше, у наших предков 80 лет назад? "Рабы", как утверждает либеральная идеология? Так отчего же у них больше сознания собственного достоинства, собственной ценности, чем у нас? Почему для них она бесспорна, эта ценность, и не нуждается в доказательствах? Что такое в нас повреждено и как нам это восстановить?

Я не знаю рецепта - даже отдельному человеку не всегда удается полностью с этим справиться, Снейпу вот не удалось. А уж тем более народу. Но я знаю, что может помочь. Нам нужно перестать эмоционально реагировать на чужие мнения о себе, перестать всерьёз интересоваться ими.

Неважно, что о тебе думает твой противник. Смеется, клевещет, проклинает - это не должно тебя волновать. Неважно, что думают о тебе чужие - они всё равно ничего не понимают, за редким исключением, и это непонимание - не повод страдать. Неважно, что думают те, кто отрекся: эти люди - отрезанный ломоть, их мнение больше ничего не значит.

А у нас немыслимое число новостей, сообщений и выступлений - о том самом. О том, какие сволочи наши враги, что так нас обижают. О том, как нам больно и горько от того, что и кто про нас сказал, и какие эти люди нехорошие.

Да почему мы вообще всё это замечаем? Почему этому уделяется столько внимания? И главное, почему мы из-за этого переживаем? Мы же себя разрушаем, распаляя в себе эти горькие чувства, а врагам того и надо. У них половина того, что делается, рассчитана не на реальный результат, а вот на этот самый эффект деморализации.

Нам нужно переключиться на самих себя. Мы должны быть для себя "мерой всех вещей", а не другие. Себя самих, своё прошлое, настоящее и будущее, мы должны научиться ценить в первую очередь. А всё остальное - только постольку, поскольку оно нам во благо, и никак иначе.

И тогда всё встанет на свои места. Тогда и поражения будут переноситься легче, ведь мы не будем постоянно видеть перед собой глумливую рожу врага. Упали - встанем. Главное, наш дух не поврежден, наша воля к жизни не надломлена.

Так и только так можно одержать главную победу, заключающуюся в том, чтобы стать счастливым народом, у которого есть будущее.

Остальное - дело техники.

#война #Россия

#литература