“Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его, и вселенная, и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его изливается как огонь; скалы распадаются пред Ним” (Наум 1:2-6).
Слово “страшный” сегодня часто употребляется в обыденной речи. Нам бывает страшно весело или страшно холодно. Однако в описании Наумом Бога Яхве слово “страшный” имеет иное и очень важное значение.
В применении к Богу это уже не легкомысленный термин, который употребляют, когда хотят сказать “очень”. В описании Бога Наумом оно вызывает ужас, трепет, глубокий, почтительный страх, благоговение и изумление. “Страшный” — это, пожалуй, самая краткая и выразительная характеристика Бога в изображении Наума.
Как бы вы описали “страшного” Бога? Языческие религии в своем невежестве пытались изображать Всемогущего в многочисленных картинах. Один древний иероглиф изображал Бога в виде глаза на скипетре. Это означало, что Бог все видит и всем правит. А еще есть такой египетский иероглиф: крылатый шар с выползающим из него змеем. Шар означал вечность Бога, крылья — Его действующую силу, а змей — Его мудрость. Фракийской эмблемой было солнце с тремя исходящими от него лучами: одним направленным на море льда и растапливающим его, другим на скалу и разрушающим ее и третьим на мертвого человека и оживляющим его. Хотя эти древние изображения и открывали кое-какие из важнейших свойств Бога (всевластие, мудрость и присутствие), они весьма далеки от сжатого и выразительного изображения Владыки!
Израилю Бог открывал Себя так, как ни одному другому народу. Иудеям было дано особое знание и понимание Бога. Иудеи это грозное Божество называли “Яхве”. Это было имя огромной силы и действенности. Имя “Яхве” вызывало у иудеев великий ужас и благоговение. Его воздействие на израильтян было таким огромным, что они боялись произносить его. Вместо него в своем поклонении они использовали имя Адонай [Господь].
Современный человек утратил такое уважение и уже не благоговеет надлежащим образом перед этим великим и страшным Богом. Как и в дни Ниневии, это приводит к трагическим результатам. Поэтому предостережение Наума применимо и к нашему времени, ибо все должны почитать этого грозного Бога.
В начале возвещения Божьего пророчества Наум подробно характеризует этого могущественного Бога. Во вступительном разделе его книги мы несколько раз читаем о Господе. Эта характеристика Бога будет в дальнейшем служить оправданием сурового суда, который Наум должен возвестить в пророчестве. Такое изображение Бога покажет, что полное уничтожение Ниневии произойдет потому, что нечестивый народ осмелился высокомерно вести себя по отношению к этому великому и страшному Божеству!
Во вступлении представлен сбалансированный взгляд на Бога. Наум показывает, что Он способен не только на гнев, но и на милость. Такое сочетание этих, казалось бы, противоположных сил часто встречается в Писаниях (Рим. 2:5-9; 11:22 и др.). Эти две стороны Бога помогают нам по пунктам разобрать вступительные слова Наума о Всемогущем, который принесет Ниневии скорое разрушение.
СТРАШНЫЙ ГНЕВ БОГА
О суде над Ассирией говорили и другие пророки. Некоторое время назад весть Ионы привела к национальному возрождению. Софонию больше заботила бесчувственность израильтян ко всему духовному. Весть Наума совершенно иная. Он возвещает окончательную и бесповоротную гибель великого, но нечестивого народа. В начале проповеди Наум сразу называет причину гибели Ниневии — божественный гнев! Из его слов становится ясно, что избежать этой участи ей не удастся.
Этот страшный гнев своей целью преследует праведность. Бога пророк называет “ревнителем” (Наум 1:2). Причина Его ревности в том, что Ниневия отвергла правду и приняла нечестие. Ревность — сильное чувство. Она может быть хорошей или плохой. Она плоха, если преследует сугубо эгоистичные цели. Такая ревность ведет к образованию группировок и вражде. В 1:2 говорится о другой ревности. К тому, чтобы излить гнев на Ниневию, Бога толкает благочестивая ревность. Она вызвана глубоким беспокойством по поводу того, что люди высокомерно игнорировали волю небес. Ниневия познала Божью волю, но решила отвергнуть ее.
Эта благочестивая ревность имеет двоякое направление. Во-первых, Бога сильно заботит Его народ. Когда Израиль не захотел довериться Ему, возгорелся Божий гнев (Ис. 31:1, 3). Во-вторых, Он очень заботится о Своей чести. Только Бог заслуживает почитания. Только Богу нужно поклоняться. Те, кто игнорирует эту фундаментальную истину, возбудят в Нем жгучую ревность (Исх. 20:5; 34:14; Втор. 5:9; Иис. Н. 24:19). Второй аспект Божьей ревности проиллюстрирован тем, как Иисус прогнал менял из храма (Мф. 21:12, 13) и как Бог не позволил Израилю вступить в обещанный покой (Евр. 3:16-18). В результате того, что Богу не была оказана честь, возгорелась Его ревность, ставшая причиной гнева и наказания.
Лучше бы было Ниневии не отвергать Бога, но люди предпочли игнорировать праведность. В итоге этому гордому городу придется испытать на себе Божий ревнивый гнев!
Только подумайте, как легкомысленно многие сегодня относятся к Божьей чести. Они очень напоминают Ниневию. Они пропускают мимо ушей заявления Всемогущего Владыки. Их беззаботная религия приведет к тому, что они тоже испытают на себе гнев ревнивого Бога.
Этот страшный гнев находится под жестким контролем. Бог “страшен в гневе” (Наум 1:2). Еврейское выражение буквально означает “владелец, обладатель гнева”. Таким образом, Наум выражает ту мысль, что гнев Божий находится под строгим контролем. Как и ревность, гнев может иметь либо позитивное, либо негативное значение. Автор Притчей постоянно предупреждает о неконтролируемом гневе, который приводит к беде (Прит. 22:24; 29:22). Божий гнев находится под высшим контролем. Всемогущий может обуздать Свой гнев и отложить его до последнего суда.
Ниневия осмелилась упрекать Того, кто “страшен в гневе”. Такое невежество непростительно!
Когда-то этот страшный гнев мог разразиться, но не разразился. Бог был “долготерпелив” (Наум 1:3). Он медлил; Он не действовал импульсивно. Иона возмутился тем, что Бог не стал разрушать Ниневию. В сердцах он бросил обвинение Богу: “Ты — Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии” (Иона 4:2). Псалмопевец так высказался о Боге: “[Он] не до конца гневается и не вовек негодует” (Пс. 102:9).
Этот аспект Божьего страшного гнева чрезвычайно утешителен! Что если бы Бог не обладал этим качеством? Многие сегодня принимают Божье долготерпение как должное, думая, что Он смотрит на грех сквозь пальцы, и не повинуются Его воле!
Ниневия осмелилась упрекать Того, кто проявлял долготерпение. Гордый город не воспользовался божественным предложением! Когда говорил Наум, Бог уже ничего не предлагал!
Этот страшный гнев гарантирует полное наказание. Он “не оставляет без наказания” (Наум 1:3). Хотя Бог терпит долго, Он ничего не забывает! Его терпение не следует рассматривать как слабость (2 Пет. 3:8, 9). Мы можем подумать, что зло процветает и что Он слеп к бесчеловечным преступлениям и несправедливостям, но слова Наума напоминают нам, что Он “не пощадит”. В этой связи вспоминаются слова Павла о том, что не повинующиеся евангелию “собирают себе гнев” на день суда (Рим. 2:5). Павел вторит Науму, говоря, что “Бог будет судить тайные дела людей” (Рим. 2:16). Подпадающие под этот страшный гнев могут быть уверены, что сполна расплатятся за свои грехи (Исх. 34:6, 7).
Эту истину сегодня часто игнорируют. Люди не повинуются Богу, теша себя мыслью, что “день расплаты” за грех никогда не наступит. Другие считают, что “любящий Бог” никогда не заставит людей платить за грех. И все же никто не избежит Божьего суда, когда страшный Бог “не пощадит”.
Этот страшный гнев опирается на всесильное могущество (Наум 1:3-6). Наум описывает несколько природных бедствий, иллюстрирующих Божье наказание. Каждый случай раскрывает Его грозную силу. Через эти катаклизмы непокорные увидят Божий гнев. Все эти бедствия будут служить прославлению Божьего величия и обнажать человеческую слабость!
Эта абсолютная сила заставляет всех людей признать, что, если они не захотят покаяться, у них не будет ни одного шанса выжить (Втор. 4:24). Они все равно отказываются от покаяния и еще больше противятся Богу (Отк. 9:20, 21). Если Бог обладает такой огромной властью над материальным миром, то как могут смертные надеяться стерпеть Его страшный гнев? Ключ, я думаю, находится в Отк. 6:1217, где грешники просят камни и горы укрыть их во время Второго пришествия и Суда. Но тщетно, ибо страшен гнев Божий.
Нераскаявшимся нужно вслушаться в эти слова:
«Небеса вверху и земля внизу ощущают удар Его гнева. Его сила запрещает морю, Его присутствие уничтожает плодородие земли. Горы трясутся и холмы тают; вся природа содрогается от Его гнева. Никто не устоит перед такой яростью. Самые сильные устрашатся, самые стойкие ослабеют» (Джеймс Вулфендейл).
Осознавая эту страшную Божью силу, мы понимаем призыв псалмопевца: “Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной” (Пс. 32:8).
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТОГО СТРАШНОГО ГНЕВА
Эти черты Божьего страшного гнева наводят нас на некоторые практические идеи, применимые к каждому человеку.
Бог непременно накажет! Наум говорит, что Бог “не пощадит” и что Он “не оставляет без наказания” (Наум 1:2, 3). Все люди собирают сокровища для вечности. Праведные собирают сокровища благословения и блаженства. Нераскаявшиеся собирают “сокровища” гнева. Задумывались ли вы о “сокровищах” нераскаявшихся? Что бы они ни делали, они собирают гнев. Они могут заниматься благотворительностью, накапливать богатство или работать в социальных службах, но они только собирают гнев для вечности. Они могут найти удовольствие и славу на земле, но помимо того они копят и копят гнев. Подумайте, как это серьёзно: сегодня у грешника более тяжёлое “сокровище” гнева, чем вчера. Ложась сегодня спать, он может быть богаче в плане сокровищ этого мира, но и гнева у него стало больше, чем когда он проснулся этим утром! Потому пророк и учит нас оставаться верными и преданными, что Бог непременно накажет грех (Втор. 4:23, 24).
Бог будет неукротим! Риторический вопрос Наума должен в сердце каждого грешника возбудить желание повиноваться: “Кто устоит?” (Наум 1:6). Простой ответ — никто, если не исполнит Божьих повелений (Наум 1:8; Отк. 6:17). Бог защитит спасенных, но сокрушит Своих врагов (Отк. 17:14).
Бог отнимет у непокорных всякую надежду и радость! Наум учит: “Он... разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак” (Наум 1:8). Такой же конец предрекает и Павел во 2 Фес. 1:7-9. Когда Христос вернется, всех непокорных ждет “погибель”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нам нельзя забывать то, что забыла Ниневия! Город стал таким самонадеянным, что забыл страшный гнев Бога! Это предупреждение, чтобы уберечь нас, когда нас искушает зло; это утешение, когда мы сталкиваемся с несправедливостью; это стрекало, когда у нас появляется соблазн ослабить требования к собственным убеждениям. Именно о таком страшном гневе говорит автор Послания к евреям, когда упрекает своих братьев в лености. Кому хочется впасть в руки Бога живого (Евр. 10:31)?
Если вы не приготовлены к Судному дню, внимательно отнеситесь к этому серьезному уроку. Гордыня Ниневии привела ее к крайнему эгоизму и неизбежной погибели. Однажды Божий страшный гнев обрушится, словно “вихрь”. Все мы предстанем пред Богом, и это произойдет вдруг, неистово, страшно и неизбежно. Мир будет уничтожен, и ваша душа будет осуждена на вечные муки, если вы не покорились евангелию. Примите приглашение любящего Бога уверовать во Христа, Его единородного Сына (Ин. 3:16). Исповедуйте свою веру перед другими (Мф. 10:32). Покайтесь в эгоистичных устремлениях и положитесь на Господню волю (Лк. 13). Креститесь погружением в воду для прощения грехов и таким образом облекитесь “в Христа” (Гал. 3:27; Деян. 22:16). И, наконец, живите как верный, преданный христианин (Отк. 2:10) в ожидании Божьей награды, а не в страхе перед Его гневом.