Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Борис Пастернак и Ида Высоцкая. Марбургское объяснение в любви

Он любит ее. Она любит его. Но только она не та, которую любит он... Ученик старших классов московской гимназии Борис Пастернак, юный завсегдатай в доме знаменитого чайного магната и филантропа Д.Высоцкого. У хозяина большой капитал и две дочери — Ида и Елена. Борис должен подготовить старшую, Иду к экзамену. Он без ума от Иды, а Елена от Бориса. Потом разлука, страстные письма между участниками троицы. Сохранились лишь не отправленные. «Моя родная Ида! Ведь ничего не изменилось от того, что я не трогал твоего имени в течение месяца? Ты знаешь, ты владеешь стольким во мне, что даже когда мне нужно было сообщить что-то важное некоторым близким людям, я не мог этого только потому, что ты во мне как-то странно требовала этого для себя…» (Весна 1910 года). И вот, под остро­конечными оранжевыми черепичными крышами Марбурга, где под узкими окнами меланхоличные девушки с именами
Адалуолфа и Анналейса, где по ветвистым улицам стучат своими сабо братья Гримм, на маленькой средневековой бул
Оглавление

Он любит ее. Она любит его. Но только она не та, которую любит он... Ученик старших классов московской гимназии Борис Пастернак, юный завсегдатай в доме знаменитого чайного магната и филантропа Д.Высоцкого. У хозяина большой капитал и две дочери — Ида и Елена. Борис должен подготовить старшую, Иду к экзамену. Он без ума от Иды, а Елена от Бориса. Потом разлука, страстные письма между участниками троицы.

Сохранились лишь не отправленные.

«Моя родная Ида! Ведь ничего не изменилось от того, что я не трогал твоего имени в течение месяца? Ты знаешь, ты владеешь стольким во мне, что даже когда мне нужно было сообщить что-то важное некоторым близким людям, я не мог этого только потому, что ты во мне как-то странно требовала этого для себя…» (Весна 1910 года).

И вот, под остро­конечными оранжевыми черепичными крышами Марбурга, где под узкими окнами меланхоличные девушки с именами
Адалуолфа и Анналейса, где по ветвистым улицам стучат своими сабо братья Гримм, на маленькой средневековой булыжной мосто­вой он думает об Иде.

Марбург
Марбург

"Тобой, одной тобой..." – это Александра Сергеевича, но примерно так думает философ Борис. Ведь это лето 12-го года, и сестры Высоцкие здесь, проездом из Бельгии в Берлин.

Марбург
Марбург

Да, к черту немецкую философию: он не пойдет к декану Когену в гости. Душно находиться в комнате, которую снимал в домике на окраине, у вдовы марбургского чиновника он широченным шагом идет на набережную реки Лан. Он едет на день рождения красавицы. Она не должна ему отказать...

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.
Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся... (Б.Пастернак "Марбург")

Отказала.

Марбург
Марбург

А ведь "спускалось сердце на руку к тебе". Все равно отказала.

А Елена бы... Эх! И ах! А помнишь, Борис, ее записку из Версаля?

«Дорогой мой Боря! Спасибо тебе за письмо, я так боялась его. Но сознаюсь, будь оно и менее хорошим, я бы все-таки приехала; мне ужасно хочется тебя увидеть… Твоя Лена».

Философия Пастернака развеялась как туманы в долинах под Марбургом.

Ида подарила России поэта Пастернака. Он пишет "Сон", посвященный своей музе.

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.(1913)
Университет Марбурга
Университет Марбурга

И вот, как перекрестки своих ожиданий он построил перекрестную рифмовку стихотворения с открытыми и закрытыми рифмами (стекол – гурьбе – сокол – тебе). Да заполнил тропами. На строчках: как по улицам Марбурга, прогуливаются под дождем метафоры, олицетворение, эпитеты, сравнения. Начало событий осенью - осенью и финал.

А если б роман, то "Ида, или страсть", чтоб отобрать первенство у набоковского "Ада, или страсть"?

Почему-то про это стихотворение скептики-филологи скажут:

–Хотя бы во сне лирический герой, в котором мы узнали юного, гордого, порывистого студента Марбургского университета 1527 года основания, – пытается поймать какое-то мгновение счастья, ну, хотя бы во сне.

Возразим:

–Ох ты ох! Вот уж неправда, счастье поэта состоялось (и не в одном мгновении), во время сочинения стихов.

Они возразят:

–Ишь ты! У тебя творчество от всего лекарство.

И тогда:

–Ж-ж-ж! Дер-жи дру-жи-ще "Марбург".

Марбург
Марбург

Вчитаться – написано на одном дыхании, Маяковский от этих строк в восторге:

B тoт дeнь вcю тeбя oт гpeбeнoк дo нoг,
Kaк тpaгик в пpoвинции дpaмy Шeкcпиpoвy,
Hocил я c coбoю и знaл нaзyбoк,
Шaтaлcя пo гopoдy и peпeтиpoвaл.

А вот, однако ж, «Марбург» начатый под впечатлением унизительного отказа (хотя минуло уже 4 года) раскрыл Пастернаку глаза, как несносный гоголевский Вий (извините за сравнение).

Собор в Марбурге
Собор в Марбурге

"Марбург". В 1916 первые наброски. Потом работа над стихотворением до 1928 года. И последнее дополнение в 1945 году. Почти 30 лет он жил этим стихотворением, пока, наконец, не отпустил свой "Марбург".

Помните , позже он напишет:

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

А эмигрантку, жену банкира, Иду он еще встретит, в 1935 году, в Париже, когда приедет на антифа­шистский конгресс. Но уже не будет ни чувств, ни вдохновения. Но предположим на минутку. Без страсти к Иде и ее отказа принял бы предложение Пастернак работать на кафедре философии Марбургского Университета, и как знать, вместо стихов не пришлось бы нам снимать с полки рядом с Гегелем, Фейербахом, Шопенгауэром, Кантом, Фихте и Ницше томик философии Пастернака.

#стихи #пастернак #поэт #культура #германия #марбург #отношения #любовь

Читайте на канале "Напиши шедевр":

Погулять по осеннему лесу с Кирсти Митчелл и услышать 12 русских поэтов

Быть или не быть роману Пастернака сегодня?