Рабочий лист содержит теорию, материал для наблюдения, упражнения для закрепления, работу по смысловому чтению и развитию речи. Можно использовать на уроках, для домашних заданий и репетиторских занятий.
1. Работа с текстом.
1) Прочитайте текст.
2) Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие запятые.
3) Выполните задания после текста.
Ещ… в глубок…й древност…, (за) долго до нашей эры, уч…ных инт…ресовали недра Земли. Изв…ржения вулканов гиган…ские проп…сти и пр…валы земл…тр…сения св…детельств…вали о том что в глубине Земли прои…ходят какие (то) (не) понятные проце(с,сс)ы. Возн…кали мифы о п…дземных жителях и зв…рях (н…) когда (не) показывающ…хся на поверхности о боге п…дземного царства Плутоне. Люди над…ляли их ч…ловеч…скими кач…ствами и пол…гали что (не) ведомые существа то(же) могут зли(т,ть)ся и боро(т,ть)ся между собой, (в)следстви… чего Земля тр…сё(т,ть)ся вулканы и…вергаю(т,ть)ся а море зал…вает сушу.
Задания к тексту
1. Задайте к тексту вопросы с опорой на вопросительные слова.
Когда ___________________________________________________________________________________
Почему __________________________________________________________________________________
Что ____________________________________________________________________________________
Какими __________________________________________________________________________________
Как ____________________________________________________________________________________
2. Представьте, что вы древний человек, который увидел извержение вулкана. Придумайте собственную историю, которая могла бы объяснить это явление. Напишите ее в 6 – 10 предложениях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Новая тема.
Типы связи слов в словосочетаниях:
- согласование
- управление
- примыкание.
Лингвистический эксперимент
Проведите лингвистический эксперимент, чтобы узнать, что такое согласование, управление и примыкание.
1) Измени главное слово.
2) Посмотри, изменилось ли зависимое?
3) Если зависимое не изменилось, то является ли оно изменяемой частью речи?
Типы связи слов в словосочетании
Алгоритм
3. Закрепление
Задание 1
Определите виды связи в словосочетаниях, используя алгоритм.
вкусный пирог — ________________________________________________________________
книга о природе — ______________________________________________________________
читать наизусть — _______________________________________________________________
сказал улыбаясь — ______________________________________________________________
живописная природа — _________________________________________________________
утопая в снегу — _________________________________________________________________
дружно пели — __________________________________________________________________
свободный от предрассудков — ________________________________________________
купить пальто — _________________________________________________________________
три друга — ______________________________________________________________________
окна нараспашку — _____________________________________________________________
каждому человеку — ____________________________________________________________
Задание 2
Распределите словосочетания по группам.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило, весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
Согласование / Управление / Примыкание
Задание 3
Четвертый лишний. Найдите в каждой группе лишнее словосочетание. Подчеркните его.
1) Вековые дубы; яркими красками; небольшому муравейнику; красный от стыда.
2) Настойчиво повторять; искоса поглядывая; напевая песенку; предложил понарошку.
3) Поздоровалась со мной; показался издалека; ягоды земляники; мелькнули в траве.
Задание 4
Словосочетания перепутались. Распределите их по нужным местам.
Согласование / Управление / Примыкание
1. Согласование
- Железная воля
- Капельки росы
- С ужасом воскликнул
- В собачью миску
- Коробка конфет
- Поздно вечером
- Утомительный шум
- Говорил по-испански
2. Управление
- Завершая беседу
- Утренние туманы
- Заплечный мешок
- Уходит домой
- В их доме
- Хитрая лисица
- Кружка с чаем
- Кусок хлеба
3. Примыкание
- Полный восторга
- Ожидающие на перроне
- Снова уезжаем
- Крыло самолёта
- Сияющих звёзд
- Свежескошенная трава
- Юбка мини
- Суровые годы
Задание 5
Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы ддля ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.