Экономическое процветание VS экологическое благополучие
Индия — страна с одной из самых больших и быстроразвивающихся экономик мира, которой ряд экспертов пророчат статус «великой державы». Так, с 2010 года ежегодные темпы роста ВВП не опускались ниже 5%, за исключением снижения в пандемийном 2020 году, хотя оно было характерно для подавляющего большинства стран. В 2021 году рост национального дохода по сравнению с предыдущим отчетным периодом составил 8,3%, тогда как в ЕС, к примеру, — лишь 5,2%, а в России — 4,7%.
Одним из факторов экономического роста страны стал демографический подъем: в 2019 году численность населения достигла 1,36 млрд человек, тогда как в 1994 году в стране проживало 942,2 млн человек, а в 1969 году — 541,5 млн. Несмотря на то что суммарный коэффициент рождаемости (показывает, сколько детей в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода) неуклонно снижается, в 2023 году Индия перегонит Китай по численности населения — и станет самой населенной страной мира, прогнозируют эксперты ООН. При этом существуют оценки, согласно которым Индия уже заняла первое место в мире по численности населения.
Но у всякого успеха есть цена: за последние годы страна превратилась в одно из самых неблагоприятных с точки зрения экологии мест на планете. Согласно «Индексу экологической эффективности» (Environmental Performance Index, EPI), ежегодно составляемому специалистами из Йельского и Колумбийского университетов США, азиатская страна занимает последнюю строчку в рейтинге качества окружающей среды — 180 место. Такие низкие позиции обусловлены плохим качеством воздуха в крупных городах и быстрым ростом объемов выбросов парниковых газов, отмечают составители рейтинга. Кроме того, из 10 самых грязных городов мира шесть расположены в Индии. Остается неразрешенными проблемы с доступом к питьевой воде, недоеданием у детей. На страну приходится 7% от всех выбросов CO2, таким образом Индия занимает четвертое место в мире по этому показателю.
«Индия — это одна из стран, для которой последствия изменения климата уже очевидны, и в будущем могут быть наиболее губительны. Как для простых индийцев, так и для руководства страны, а также для мирового сообщества, очевидно, что путь, по которому пойдет Индия в своем развитии в ближайшие десятилетия, будет напрямую влиять на состояние климата в глобальном масштабе», — отмечает Лидия Кулик, руководитель направления по исследованиям Индии Московской школы управления Сколково.
Получается следующая картина: чем быстрее растет экономика Индии, да и всего мира, тем тяжелее бедствия и катаклизмы, обрушившиеся на страну. Есть ли способ разорвать этот порочный круг? По мнению индийцев, продолжить поступательное развитие страны, минимизировав негативные эффекты для окружающей среды, поможет «зеленая» трансформация.
Экологическая политика государства на международном уровне
В официальном дискурсе индийского правительства курс на защиту окружающей среды является одним из доминирующих, что во многом связано с позицией действующего премьер-министра страны Нарендры Моди, который еще до премьерства уделял экологической повестке много внимания и говорил, что «мир — это одна семья», указывая тем самым на взаимосвязь всех глобальных и региональных процессов.
Победив на национальных выборах в 2014 году, уже в следующем году во время Парижской конференции по климату он вместе со своим французским визави выступил инициатором создания Международного солнечного альянса — объединения государств, которые работают над тем, чтобы сделать солнечную энергию доступной для широкого спектра стейкхолдеров, начиная с физических лиц, заканчивая промышленными предприятиями, бюджетными учреждениями, местными сообществами. Цели межправительственной платформы могут быть сведены к следующим:
снижение стоимости солнечной энергии; удовлетворение возросших потребностей в энергии в развивающихся странах; содействие борьбе с изменением климата.
Заинтересованность страны именно в развитии солнечной энергетики не случайна: в Индии порядка 300 дней в году являются безоблачными, а это — отличное условие для эффективного использования указанного вида энергии.
Страна работает в этом направлении не только с европейцами: Индия старается быть «рупором» развивающихся стран по климатической повестке, зачастую противопоставляя себя и своих «незападных» партнеров странам Севера, на которых, по мнению индийцев, лежит основная ответственность за происходящие в природе изменения. Такое позиционирование неизбежно сближает Дели со странами Африки, имеющих схожее видение ситуации.
«Особенно примечательно сотрудничество в рамках Международного солнечного альянса. Индия предоставила Африке льготных кредитов на сумму более $2 млрд на развитие солнечной энергетики. Индийский крупный бизнес занимается электрификацией и подготовкой специалистов в сфере энергетики в Африке. Например, индийская энергетическая компания NTPC реализует проекты в Малави, Нигере, Мали и Того. На 17-м конклаве Экспортно-импортного банка Индии, посвященному партнерству с Африкой, прошедшем в Нью-Дели в июле 2022 года, зеленая повестка заняла ключевое положение, и азиатская держава дополнительно выделила континенту $700 млн на различные проекты, включая солнечную энергетику и борьбу с изменением климата», — отмечает Андрей Бережнов, младший научный сотрудник Института Африки РАН.
В рамках саммита по климату, состоявшегося по инициативе Джо Байдена в апреле 2021 года, Нарендра Моди предложил объявить «десятилетие борьбы с климатическими изменениями» и посоветовал мировому сообществу предпринимать более активные шаги в этой сфере.
На полях 26-ой Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата, прошедшей осенью 2021 года в Глазго, в Великобритании, премьер Моди представил план страны, состоящий из пяти пунктов:
сократить общие прогнозируемые выбросы углерода в Индии на 1 млрд тонн к 2030 году; к 2030 году Индия будет удовлетворять 50% своих потребностей в энергии за счет возобновляемых источников энергии; снизить углеродоемкость национальной экономики более чем на 45% к концу десятилетия; добиться нулевых выбросов углерода к 2070 году; увеличить установленную мощность возобновляемых источников энергии в Индии до 500 ГВт к 2030 году.
Кроме того, глава кабинета министров призвал обычных людей со всех уголков мира вести экологически ответственный образ жизни.
Вместе с тем, позиционируя себя в качестве одного из мировых лидеров по продвижению экологической повестки, накануне принятия финального документа представители Индии настояли на внесении важных правок, отчасти ослабляющих ограничения для стран-подписантов: предложенная фраза «ускорить поэтапный отказ от угля» была смягчена на формулировку «поэтапное сокращение» его использования. Причина корректировки состоит в том, что Индия является одним из главных импортеров угля в мире, так как он представляет основной источник топлива для местных электростанций. Отказаться от него в ближайшей перспективе страна не может, хотя, согласно прогнозам на 2040 год, доля угля в потреблении первичной энергии снизится с 56% до 48%.
Если смягчение формулировок итогового документа вызвало негативную реакцию у радикальных экоактивистов и некоторых политиков Запада, то, по словам Бережнова, это не навредило реноме Индии среди ее африканских партнеров, потому что те также в высокой степени зависят от угольной энергетики.
В 2022 году во Всемирный день окружающей среды лидер страны предложил концепцию «одна Земля, много усилий», которая заключается в том, что объединить меры всего человечества для достижения общей цели — остановить изменение климата.
«Индия готова поддержать любые усилия по улучшению окружающей среды и дальнейшему глобальному благополучию. Наш послужной список говорит сам за себя», — отметил Моди.
На пути к «зеленому» переходу
Индия — страна контрастов: с одной стороны, в стране функционируют наиболее грязные производства, отравляющие окружающую среду и людей, работающих на них, с другой, — в 2021 году государство занимало третье место в рейтинге привлекательности стран с возобновляемыми источниками энергии, пятое — по мощности солнечной энергии, четвертое — по объему энергии, вырабатываемой ветряками. Ожидается, что к 2030 году 30% всех новых автомобилей в стране будут питаться электричеством, а к 2050 их доля возрастет до 75%; еще в стране должен начать работу рынок по торговле углеродными выбросами.
«Установленная мощность возобновляемых источников энергии в Индии увеличилась на 396% за последние 8,5 лет и составляет более 159,95 ГВт (включая крупные гидроэлектростанции), что составляет около 40% от общей мощности страны (по состоянию на 31 марта 2022 года). Установленная мощность солнечной энергии увеличилась в 19,3 раза за последние восемь лет и составляет 56,6 ГВт по состоянию на 1 июня 2022 года», — сообщает государственный сайт Invest India.
Меняются и «правила игры» для крупных компаний. Так, в мае 2021 года были приняты новые требования от Совета по ценным бумагам и биржам, которые вводят экологические критерии для оценки работы крупных бизнесов.
«Впервые выделяется отчетность по экологическим, социальным и управленческим аспектам. Требуется обнародовать не только количественные, но и качественные показатели. Например, теперь компании должны рассказывать о своих ключевых стейкхолдерах и порядке взаимодействия с ними. Эти меры позволят Индии значительно увеличить прозрачность деятельности крупного бизнеса, что может благоприятно сказаться на инвестиционном климате», — отмечает Бережнов.
Однако иногда ряд инициатив политиков, оказывающихся на передовицах прессы, вызывает достаточно сдержанную реакцию у экспертов. Например, обозначенный план из пяти пунктов Моди.
Во-первых, чтобы снизить зависимость от традиционных источников энергии и сократить выбросы, стране необходимо модернизировать электростанции, на долю которых приходится от 36,8% до 50% выбросов углекислого газа — в зависимости от методологии подсчета.
Во-вторых, несмотря на серьезные достижения по искоренению бедности, уровень жизни остается достаточно низким, поэтому рядовые граждане не всегда в состоянии сделать свое жилье и образ жизни более энергетически и экологически эффективным, как призывал премьер, пока стоимость возобновляемой энергии высока. Хотя в этом направлении уже есть успехи: в 2020 году Technique Solaire Group запустила в Индии солнечную электростанцию мощностью 27 МВт, которая предлагает самый низкий тариф на энергоресурс в штате — и таких примеров много по всей стране. Кроме того, сами индийцы, согласно опросам общественного мнения, серьезно озабочены проблемой изменения климата и активно поддерживают действия правительства.
В-третьих, традиционно при реализации таких планов возникает финансовый вопрос. Еще в рамках своего выступления в Глазго Моди призвал развитые страны, на которых, по его мнению, лежит основное бремя ответственности за происходящие изменения в окружающей среде, выделить $1 трлн на реализацию усилий по противодействию изменению климата. Стоимость же намеченного премьер-министром на саммите проекта неизвестна, но у экспертов есть опасения, что она настолько высока, что его реализация может застопориться.
«Стоимость нового климатического плана страны, лично представленного Моди на саммите в Глазго, оценивается по-разному. Звучит оценка в 4,1% ВВП страны. В 2015 году Индия оценивала необходимый объем финансирования для реализации своих обязательств по Парижскому соглашению в $2,5 трлн. Индия нуждается не только в софинансировании своей климатической политики, но и в чистых технология и ноу-хау», — комментирует финансовый аспект Лидия Кулик.
Недостаточно умные города
Лишь 35% индийцев живут в городах — страна занимает 161 строчку в рейтинге самых урбанизированных стран. Несмотря на этот факт, города страны растут быстро: люди уезжают из бедных деревень, чтобы найти работу в мегаполисах — драйверах экономики. Между тем сейчас стало очевидно, что города не выдерживают ни демографической, ни промышленной нагрузки. Для иллюстрации: в рейтинге городов с самой загрязненной атмосферой в 2019 году 15 из 20 мегаполисов приходится на Индию. В ноябре 2021 года воздух в Дели был настолько грязный, что Верховный суд рекомендовал людям оставаться дома — даже в помещениях горожане были вынуждены пользоваться масками. Согласно недавнему исследованию журнала Environmental Research, загрязнение воздуха является причиной более 2,5 миллионов смертей в Индии каждый год.
Решить проблему могут «умные» города — населенные пункты, где информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) работают на повышение эффективности сервисов, скорости обмена информацией с общественностью и обеспечения более высокого качества государственных услуг и благосостояния граждан. Для этого в Индии был разработан план по созданию 100 «умных» мегаполисов в сердце уже существующих населенных пунктов, на что было выделено 7,5 миллиардов долларов США, но эксперимент обернулся, как многие считают, крахом.
Аналитики из организации Housing and Land Rights Network считают, что критерии выбора этих городов плохо проработаны, в итоге в заветный список попали города с уже существующими преимуществами, тогда как те населенные пункты, которым срочно требуется поддержка, не выдержали конкуренцию. Таким образом, разрыв между успешными и бедными городами лишь возрастает, а не сокращается. Кроме того, нет критериев того, как в города-участниках программы соблюдаются права человека, в частности, что делается для того, чтобы снизить случаи домашнего насилия — одной из главных проблем Индии, делятся опасениями правозащитники.
В 2018 году Thomson Reuters опубликовал репортаж про первый частный город Индии под названием Лаваса, который должен был стать примером мегаполисов будущего. Изначально жители были рады идеальным дорогам, чистой воде, которую можно пить из-под крана, бесперебойной подаче электроэнергии, однако позже город стал приходить в запустение: асфальт покрылся выбоинами, улицы покрылись мусором, кражи со взломом стали обыденностью.
Российско-индийские экономические отношения в новых условиях
Индия — один из стратегических партнеров России: растущая экономика требует больше ресурсов, которые наша страна может предоставить. Например, с учетом возросшего энергодефицита в Индии страна начала в больших объемах закупать российский уголь, продающийся на мировых рынках со значительным дисконтом. Рост продаж наблюдается и в сделках с нефтью. По данным Forbes, ссылающегося на агентство Reuters, Индия в период с 27 мая по 15 июня увеличила объем закупок российской нефти в 31 раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Вместе с тем в долгосрочной перспективе Индия намерена повысить доли ВИЭ, газа и атомной энергии в энергобалансе страны, тогда как долю угля и нефти — снизить. В этой связи проекты индийского правительства должны учитываться российским государством и предпринимательскими кругами.
«За рамками прямых поставок энергоресурсов в Индию, которые несомненно останутся в приоритете и будут расти, появляется и целый ряд новых направлений сотрудничества, которые могли бы рассмотреть российские компании в связи с трансформацией ТЭК Индии: это и «умные» сети, и газовая инфраструктура, и накопители энергии, и многие другие передовые, высокотехнологичные направления», — прогнозирует Лидия Кулик.
В свете того что внедрение возобновляемых источников в российскую энергетику идет с большим отставанием, на этом треке вряд ли получится что-то предложить нашим партнерам из Азии. Более того, во многом трансформация российского ТЭКа проходила благодаря импорту технологий из стран Запада — их доля в нефтегазовом секторе на апреле 2022 года составляла 40%. Сегодня же поставки нового европейского и американского оборудования в страну невозможны — здесь потенциал сотрудничества между странами представляется туманным.
РБК проведет второй ESG-конгресс ответственного бизнеса 29 сентября. Среди основных тем конгресса — мировые практики ESG, их внедрение, ESG-стандарты, регионы-драйверы ESG-инициатив.