Найти тему

Художник, любивший жизнь

"Осень"
"Осень"

«Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко… Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это — самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте». Так о картинах А. С. Степанова отозвался художник А. М. Корин. Степанова считали талантливым пейзажистом и еще более талантливым анималистом. Увы, сейчас о нем вспоминают не так часто.

Алексей Степанович Степанов родился в 1858 году в Симферополе в дворянской семье. Его отец Степан Степанов был офицером и участвовал в Крымской войне, принимал участие в обороне Севастополя и умер, когда будущему художнику было 8 лет. Мать умерла за 5 лет до этого. Опекуном будущего художника назначили одного из сослуживцев отца – генерала Мельгунова. Тот привез мальчика в Александринское сиротское малолетнее отделение, затем в Первую Московскую Гимназию, потом перевел в Константиновский межевой институт. Все это время Степанов с увлечением рисует, а в межевом институте преподавали рисование и черчение. Выйдя из института с дипломом землемера, Степанов продолжил учебу в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, с 1880 по 1883 год как вольнослушатель, затем студент. За время учебы он не раз был отмечен наградами. В конце 1880-х годов Степанов вместе с Левитаном и Пастернаком преподавал в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

«Портрет И.И.Левитана». Бумага, карандаш. Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Портрет И.И.Левитана». Бумага, карандаш. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Надо заметить, что с Левитаном Степанов был не только коллегой. Художники с юности были друзьями, вместе ездили на этюды и путешествовали. К ним присоединялась и возлюбленная Левитана художница С. П. Кувшинникова.

«Портрет С.П.Кувшинниковой» (1888-1889) Государственный Литературный музей
«Портрет С.П.Кувшинниковой» (1888-1889) Государственный Литературный музей

Также Степанов со студенческих времен дружил с художником М. В. Нестеровым, братьями Коровиными, родным братом А. П. Чехова Николаем (а через него подружился и с самим писателем). Нестеров вспоминал: «Алексея Степановича Степанова, нашего “Степочку”, мы все любили. Да и как было его не любить! Я совершенно уверен, что на всем белом свете не нашлось бы такого свирепого человеконенавистника, который ни с того ни с сего, “здорово живешь”, не взлюбил бы Алексея Степановича. Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек и зверей, коих изображал. Он любил и родной наш пейзаж, любил крестьянский быт и охотничий люд. Все и всё платили ему ласковым вниманием, добрым чувством».

«Вечерняя заря». Холст, масло, Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
«Вечерняя заря». Холст, масло, Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

В 1889 году Степанов по приглашению В. А. Серова начал преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества в классе анималистической живописи. Ученики его любили. Об этом упоминает в книге «Москва и москвичи» В. В. Гиляровский: «Его мастерская в Училище живописи помещалась во флигельке, направо от ворот с Юшкова переулка. Огромная несуразная комната. Холодно. Печка дымит. Посредине на подстилке какое-нибудь животное: козел, овца, собака, петух… А то — лисичка. Юркая, с веселыми глазами, сидит и оглядывается; вот ей захотелось прилечь, но ученик отрывается от мольберта, прутиком пошевелит ей ногу или мордочку, ласково погрозит, и лисичка садится в прежнюю позу. А кругом ученики пишут с нее и посреди сам А.С. Степанов делает замечания, указывает. Ученики у А.С. Степанова были какие-то особенные, какие-то тихие и скромные, как и он сам. И казалось, что лисичка сидела тихо и покорно оттого, что ее успокаивали эти покойные десятки глаз, и под их влиянием она была послушной, и, кажется, сознательно послушной. Этюды с этих лисичек и другие классные работы можно было встретить и на Сухаревке, и у продавцов “под воротами”». В училище Степанов преподавал до 1918 года.

«Лоси едят сено зимой» (1889) Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Лоси едят сено зимой» (1889) Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1888 году Степанов впервые принял участие в выставке передвижников, Картина «Лоси едят сено зимой» получила много положительных отзывов. С 1891 года он стал полноправным членом товарищества. Это произошло после успеха картины «Журавли летят».

«Журавли летят», (1891) Государственная Третьяковская галерея
«Журавли летят», (1891) Государственная Третьяковская галерея

В 1903 году из-за идейного раскола в товариществе Степанов его покинул. Вместе с ним коллективное заявление об уходе подписали А. М. Васнецов, С. В. Иванов, А. Е. Архипов, И. С. Остроухов, С. А. Виноградов и К. К. Первухин. Степанов также стал одним из учредителей «Союза русских художников».

«На пастбище» Национальный художественный музей Республики Беларусь
«На пастбище» Национальный художественный музей Республики Беларусь

О личной жизни Степанова известно не так много. В 1894 году он отправился в путешествие по Европе с семьей купца и коллекционера Н. В. Медынцева, а позже женится на его младшей дочери Людмиле. После этого молодожены вновь отправились путешествовать. Во Франции Степанов познакомился с работами импрессионистов, и они тоже оказали влияние на его дальнейшее творчество. Из поездки он привез картину «Прачки в Виши».

«Прачки в Виши» (1895) Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Прачки в Виши» (1895) Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Утренний привет» (1897) Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Утренний привет» (1897) Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Картина «Утренний привет» сначала была показана на выставке передвижников, затем в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. В 1905 году за нее художнику было присвоено звание академика АХ. Помещик, вышедший утром полюбоваться на дворовую живность, написан с тестя Медынцева.

«Уехали» (1914) Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Уехали» (1914) Государственная Третьяковская галерея, Москва

Каждое лето с 1906 года по 1914 год Степанов проводит в имениях в Тверской губернии. Дом, в котором художник жил в Гарусово, изображен на картине «Уехали». Тогда же появляются многочисленные сельские пейзажи и сценки из крестьянской жизни.

«Качели» (1923)
«Качели» (1923)

Последние годы художник тяжело болел, поэтому писал меньше. Последняя его работа - «Качели». Ее советское правительство отправило Всемирную выставку в Нью-Йорке, где ее приобрел Институт Карнеги. В том же году художник умер.

Другие картины автора

«По волку с гончими». 1900-1910 годы, Холст, масло. 122.5 x 76 см, Тюменский музей изобразительных искусств
«По волку с гончими». 1900-1910 годы, Холст, масло. 122.5 x 76 см, Тюменский музей изобразительных искусств

Со студенческих лет Степанов сотрудничал с журналом «Природа и охота», отсюда и множество иллюстраций со сценами охоты.

«Катание на Масленицу», (1910), картон, темпера — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Катание на Масленицу», (1910), картон, темпера — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
«Паром», Холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств
«Паром», Холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств
«Постоялый двор». 1912 год, Холст, масло, Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С.Туганова
«Постоялый двор». 1912 год, Холст, масло, Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С.Туганова
«Хоровод», (ранее 1923), холст, масло — Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова
«Хоровод», (ранее 1923), холст, масло — Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова
«Приезд учительницы», 1889 год, Холст, масло. 58.5 x 79 см, Чувашский государственный художественный музей
«Приезд учительницы», 1889 год, Холст, масло. 58.5 x 79 см, Чувашский государственный художественный музей
«У околицы», 1915-16, Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
«У околицы», 1915-16, Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

#история #живопись #искусство #картины #художник