Из моей недавней беседы с Валентиной ТАЛЫЗИНОЙ. Полная видео-версия – внизу.
Я читал, что Виктюк не просто вашим другом был, он и ухаживал за вами?
- Мы были два брата, две подруги, брат и сестра… Мы не были только мужем и женой. Это - не были.
А могло бы и так сложиться?
- Откуда я знаю! Не сложилось…
Знаю, что и с Евстигнеевым не сложилось. Он же предлагал вам руку…
- Нет, они с Бурковым делали поползновения, но они у меня были такие друзья-товарищи, что… Боже, портить наши отношения чем-то другим? Да никогда в жизни! Я хохотала, как сумасшедшая, когда я их видела. Они друг перед другом… Но это было не соперничество, а такое вот… Один рассказывал и второй рассказывал… И я просто научилась у них многому…
Евстигнеев - признанный гений. А про Буркова говорят, что он недооценён, что не сыграл тех ролей, которые мог бы сыграть. Ваше мнение по этому поводу?
- Он играл гениально. В спектакле с Дорониной (главная роль – жены Достоевского) играл сумасшедше… Они с Виктюком прямо вот вцепились друг в друга… Хотя были очень разные люди, очень, но они так понимали друг друга… И Бурков играл, ну, сумасшедше… Это было что-то невозможное… Потом он чуток заболел… Татьяна Васильевна его заменила…
В 1988 году Виктюк ставил «Старую актрису на роль жены Достоевского», играли Татьяна Доронина (с 1966 по 1971 замужем за автором пьесы – Радзинским) и Александр Ливанов. Шла во МХАТе имени Максима Горького 30 лет.
Вы явно с осуждением это произнесли… У неё был выбор?
- Не знаю, был у неё выбор или нет, я за неё не отвечаю. Но она его заменила. Она ввела другого артиста. И дальше продолжала играть. А Бурков больше не вернулся в этот спектакль.
И, кстати, я ему предлагала: «Мне всё равно, что ты играл. Ты так гениально играешь… Я буду второй, третьей, мне это неважно. Важно, чтобы ты играл». - Он говорил: «Старуха, подожди, подожди! Я сейчас познакомился с Николаем Колядой, он живёт в Свердловске, мы организуем Центр Драматургии в Москве. Организуем…». Но не случилось…
Николай Владимирович Коляда, драматург, актёр, театральный режиссёр, прозаик, сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международной премии им. К. С. Станиславского. Бурков умер летом 1990 года в возрасте 57 лет.
А у вас бывало, что вводили вместо вас какую-нибудь другую актрису?
- Да. В «Вассе» сейчас ввели.
Сергей Виноградов в своей постановке соединил два варианта горьковской пьесы «Васса Железнова» — первоначальный и более известный «второй». Премьера состоялась 25 декабря 2017 года. Заглавную роль в нём сыграла Талызина. В прошлом году театр предложил новую версию спектакля и Валентина Илларионовна «великодушно подарила эту роль ещё одной блистательной артистке моссоветовской труппы — Нэлли Пшенной».
В связи с чем?
- Мне бы не хотелось, Женя, говорить о болезнях своих. Зрители не любят больных артистов. Они любят только здоровых, чтобы те приносили радость. Поэтому я говорить о своих болезнях не буду.
Хорошо, не будем. А есть так называемый «журналистский вопрос», заведомо глупый и правильный… Если бы надо было отказаться либо от театра, либо от кино, какой был бы выбор?
- Да… Вопрос, конечно, не совсем… Ну вот сейчас я не снимаюсь - и не страдаю. Вот вам и ответ.
А как же фильм «Про Лёлю и Миньку» (фильм 2020 года по сценарию Александра Адабашьяна)?
- Господи, да это было два года назад. Я тогда снималась – по три фильма в год, может даже четыре. Я снималась, как проклятая. Потому что Лёня (художник Леонид Непомнящий, муж актрисы, прожили в совместном браке около двенадцати лет) ушёл. Как-то мне не светила семейная жизнь вновь… я поняла, что соединить мою маму, дочку, меня, мою профессию… Потом, надо было платить за квартиру… Я снималась, чтобы дочка (Ксения Хаирова, актриса Театра Российской армии) занималась музыкой, окончила английскую школу, знала язык…
В работе помогает ей знание языка?
- Мы были недавно, в Венеции, кормили голубей на площади Сан-Марко. Вдруг нас захапала милиция, – не надо кормить. А мы говорим: "Мы вчера кормили и сегодня кормим". Они: "Нет, сегодня воскресенье, сегодня нельзя!" И Ксюшу повели в участок итальянский, и Ксюша там им по-английски выдала и её отпустили.
Любимая есть роль? Если уж мы взялись журналистские вопросы отрабатывать…
- Или я отказываюсь, что было очень редко, или я делаю как следует, значит…
Без любви ничего нельзя делать.
Надо решить, что ты будешь делать. Что ты будешь играть… Этому меня научил Виктюк. Я брала его за грудки и спрашивала: "Что я здесь должна играть? Я не понимаю!" - И он говорил: "Дура, вот это, это и это…". - Я говорю: "Точно!" Приходила на репетицию, и режиссёр (не буду называть его фамилию, хотя помню) говорил: «Ну вот, видите, этого я от вас и требовал!»
Мне ваш коллега, Иван Агапов рассказывал, что режиссёры бывают трёх категорий. Первая - это самая редкая, которые помогают; вторая - которые не мешают, а третья - от которых сплошной…
- Да, он прав абсолютно.
А Рязанов к какой категории относился?
- Я не могу сказать про Эльдара Алексаныча…
Ну… Вы тем самым уже сказали…
- В «Зигзаге» он кричал на меня, как на тумбочку, ужас… Я до сих пор слышу голос Нины Скуйбиной, которая говорила: «Элик, ну почему ты так на неё кричишь?» «А если на неё не кричать, она вообще ничего не сделает!» Я думала про себя: «Ошибается Эльдар Алексаныч!» А когда он смонтировал фильм и вдруг увидел и что-то понял… А потом Алиса Бруновна [Фрейндлих], большой привет ей и спасибо, сказала, что «я бы так, как Валя, не сыграла».
«Зигзаг удачи» — трагикомедия 1968 года, поставленная Эльдаром Рязановым на «Мосфильме». В главных ролях: Евгений Леонов, Ирина Скобцева, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев. Нина Григорьевна Скуйбина (1930—1994), редактор на «Мосфильме», вторая жена Рязанова. Режиссёр давно хотел пригласить Фрейндлих на одну из ролей; она до последнего момента претендовала на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не подошла. Сценаристы создавали персонажа Алевтины в «Зигзаге удачи» под неё, но к моменту съёмок актриса забеременела и на эту роль взяли Талызину. На роль ретушёра Рязанов выбрал тогда малоизвестного Георгия Буркова (по его словам, актёр представлял собой «идеальное лицо спившегося русского интеллигента»).
А вообще, симпатия или антипатия к человеку, она может помешать работе?
- Вы правы. Абсолютно. Не дай Бог, если антипатия. И обязательно надо найти в себе симпатию. Потому что, когда есть симпатия, то роль идёт. А когда ты думаешь: «Боже мой, какой ужас!», то, конечно, роль не идёт.
Вам приходилось себя в этом смысле нагибать?
- Конечно. Я не могу сказать про результаты, это должны говорить другие.