Чем тяжелее гонка, тем больше желание не приезжать на нее снова, но проходит неделя-другая и руки чешутся сесть за руль и отправиться за драйвом, эмоциями и встречами с друзьями. После ралли-марафона "Шелковый Путь" 2016 года, например, когда мы ехали из Москвы в Пекин, я скинул 9 килограмм веса и примерно столько же привез песка и пыли в трусах, карманах и сумках.
Совсем недавно я впервые поучаствовал в ралли-рейде в новом зачете "Рейд" для стандартных автомобилей. Думал, что это будет веселая прогулка с фотоаппаратом, но оказалось, что мне было вообще не до фотоаппарата, не до селфи, а гонка за секунды. Но раз заговорил про фотографии, о них и пойдет речь.
Большую часть времени я езжу на ралли-рейды пресс-экипажем. То есть, едущим со всей гонки автомобилем, который должен рано утром быстро проехать по боевой трассе до места съемки или умудриться проехать к нему срезками во время гонки. При этом параметры моего авто тоже контролируются через спутник, так что особо не расслабишься.
Публикуя фотографии или рассказывая о них, или читая лекции на Журфаке, я постоянно сталкиваюсь с вопросами о технике съемки во время соревнований. Меньше про саму камеру, больше про режимы съемки. И я рассказываю не только, что ждет будущих фотожурналистов в реальной жизни, но и делюсь секретами съемки в тяжелых условиях.
Что касается камеры: это должна быть абсолютно рабочая машинка, хорошо защищенная от пыли и влаги, потому что работать в белых перчатках в автоспорте у вас не получится. Камера должна быть быстрой и надежной, чтобы не отказала из-за жары, а мы снимали и при +54 градусах жары в пустыне, или из-за начавшегося ливня. Марка и модель не имеют значения, если выполняются эти требования. Большую часть съемок я вообще сделал на Olympus E-M1 и E-M1X, а это КРОПх2, который многие считают полным отстоем. Не тут то было! ;)
А теперь про съемку: я никогда не использую режим серийной съемки! Это читерство, как и режим ProCapture в Olympus, который позволяет вернуть кадры, которые ты пропустил (в двух словах). Не использую их потому, что не хочу потом разбирать тысячи фотографий. Даже снимая в покадровом режиме привозишь сотни фотографий, а там их будет еще больше. А я ленивый и не хочу часами сидеть над компьютером.
Сразу скажу, что это пришло не сразу, но пришло. Через несколько гонок ты уже знаешь, в каком месте будет красивый проход, где будет опасно, где стоит стоять для красивых кадров и не оказаться на "линии атаки", где будет подброс или интересный момент. Потом фокусируешься по точке, в которой предполагаешь ожидаемый момент и ловишь его. Остальные кадры проще - просто перефокусируешься на лету и делаешь кадр или два. Особенно это легко в простых ситуациях, когда все "читается" на раз-два и все понятно.
В результате, начиная с 2014 года у меня накопились невероятные архивы крутых фотографий с трофи и ралли-рейдов, начиная мотоциклами и квадриками, и заканчивая гоночными прототипами и спортивными грузовиками. Этот архив бесценен, потому что до пенсии могу радовать вас шикарными фотографиями с классных гонок. И это, как вы понимаете, еще не конец, ведь ралли-рейды не кончаются, они просто переходят из одного сезона в другой...