Ранее Александр Васильев уже кратко рассказал нам, как сочетать современный домашний интерьер с богатством форм русских народных промыслов. Но узнав как правильно обращаться с творениями, знаем ли мы, из чего исходят мастера? Едва ли наш диалог с народной культурой будет полным без понимания оринтиров и источников вдохновения творческой мысли создателей.
Посмотрим на знакомые формы ваз из Гжели, Хохломы, Дулево, Гусевского хрустального завода. Что они напоминают и с чем перекликаются? Откуда они пришли и о чём могут рассказать? Ваза совсем не так безмолвна, как может показаться.
Многообразие керамических сосудов восходит к Древней Греции, согревшей солнцем и огнём в своих глинянных плодах сочетание: прекрасных форм, удивительной росписи и утилитарного использования.
Не один сосуд для всех нужд, а каждый вид сосуда был нужен по особому и служил определённым целям: хранение вина, оливкового масла, арома масел, сыров, зерна, цветов, льда. Вещь искала своё "естественное место" (о чём, кстати, учил и древнегреческий философ Аристотель) и находила его в новой ёмкости. Отсюда богатство и многообразие керамики, создававшейся словно бы самой природой для её нужд и человеком- как её сыном и возлюбленным - для его трудов.
Наши мастера заимствовали очень многие формы, переосмыслив вид, применение, материалы изготовления (фаянс, керамика, фарфор, дерево, хрусталь). Они создали новые образцы, ставшие эталоном народного искусства.
Возьмём конкретные примеры форм накладного бесцветно-чёрного двухслойного хрусталя:
1. Форма хрустальной вазы "серенада" стала вариацией на тип вазы "кратер", служившей для смешивания вина и воды.
Кроме внешнего вида обратим внимание на имя. Возможно, чтобы не ассоциироваться со смешением чего-то случайного(др.-греч. κεράννυμι - смешиваю) - в противоположность правильному сочетанию, ваза у нас стала называться "серенада" (отражая соозвучие).
2. Хрустальная ваза «Афина» схожа с формами керамического сосуда «псиктер», как его перевёрнутая симметрия.
Интересно, что "псиктер" использовался вместе с кубковым кратером. Один из этих сосудов предназначался для хранения снега или ледяной воды, а в другой наливалось неразбавленное вино.
Псиктер помещался в жидкость, находящуюся в кратере.
Информации, какой из сосудов предназначен для воды, а какой — для вина, не сохранилось. Возможно, снег, находящийся в объёме шапки псиктерного гриба, таял при окончании праздничных весенних процессий, после чего выливался в кратер и смешивался там с ритуальным вином. Либо наоборот, псиктер, наполненный льдом и снегом, служил охлаждением для вина, которое находилось в кратере.
Это ещё один пример, как история, содержащаяся в форме(обратите внимание - только в форме) русского сосуда, может быть историей Древней Греции.
3. Любимая для многих из нас форма вазы «тюльпан» очень напоминает «калаф», корзину, использовавшуюся для цветов, плодов и шерсти. Позднее корзина стала сосудом, но о своём изначальном предназначении форма помнит до сих пор.
Интересное совпадение - Пётр Кончаловский написал натюрморт как раз с тремя зтими сосудами: хрустальной вазой, керамической расписной и корзиной.
Какзалось бы, время священных посольств гипербореев в Грецию уже давно позади (если вообще было когда-то и где-то, кроме как в мифе), однако северные народы всё-равно посещают эллинскую ойкумену - обращаясь к ней в своих промыслах. Искусство и художественный гений не знают обычного хода времени, а знают о другом - о вечном. Подмечайте и вы, друзья, эти далёкие края в близких нам всем вещах, будте путешественниками взгляда - как наши любимые мастера.
И умейте ответственно вписывать вещи в интерьер! Чтобы ничто не было чужим и неуместным у вас дома.