Найти в Дзене
Доктор Марусенька

Про тот самый процент поражения

Давайте попытаемся разобраться, что же такое вообще вирусная пневмония и всегда ли процент поражения является ключевым моментом для оценки состояния? Пост будет сложным, читаем внимательно, если хотим разобраться. Итак, для начала вспомним краткую анатомию лёгких. Ткань легкого состоит из долек, похожих на пирамидку. К вершине этой пирамидки подходит бронх. Бронх делится на маленькие веточки - концевые бронхиолы. На конце каждой бронхиолы - главная структурная единица легкого - ацинус. В ацинусе концевые бронхиолы опять разветвляются на респираторные бронхиолы (из-за этого деления все это и называется «бронхиальное дерево»), которые делятся на альвеолярные ходы, а ходы заканчиваются альвеолярными мешочками на конце. Стенки этих респираторных бронхиол усыпаны альвеолами - выпячиваниями, похожими на маленькие мешочки. В альвеолах и происходит газообмен- поступает кислород в кровь, выходит углекислый газ. Стенки альвеол и пространство вокруг кровеносных сосудов, которые расположены в т

Давайте попытаемся разобраться, что же такое вообще вирусная пневмония и всегда ли процент поражения является ключевым моментом для оценки состояния?

Пост будет сложным, читаем внимательно, если хотим разобраться.

Итак, для начала вспомним краткую анатомию лёгких.

Ткань легкого состоит из долек, похожих на пирамидку. К вершине этой пирамидки подходит бронх. Бронх делится на маленькие веточки - концевые бронхиолы. На конце каждой бронхиолы - главная структурная единица легкого - ацинус.

В ацинусе концевые бронхиолы опять разветвляются на респираторные бронхиолы (из-за этого деления все это и называется «бронхиальное дерево»), которые делятся на альвеолярные ходы, а ходы заканчиваются альвеолярными мешочками на конце.

Стенки этих респираторных бронхиол усыпаны альвеолами - выпячиваниями, похожими на маленькие мешочки. В альвеолах и происходит газообмен- поступает кислород в кровь, выходит углекислый газ. Стенки альвеол и пространство вокруг кровеносных сосудов, которые расположены в ткани лёгких и вокруг бронхиол, образуют интерстициальное пространство.

Для чего нам нужна была эта скучная часть?

Для понимания того, как развивается вирусная пневмония.

Вот теперь самое важное, читаем внимательно.

Как вы уже поняли, легкое по своей структуре не плотное, оно воздушное, как будто состоит из маленьких пузырьков, обеспечивая газообмен, поступление кислорода в организм.

При бактериальных пневмониях обычно происходит воспаление участка лёгкого, альвеолы воспаляются и заполняются жидкостью. Ткань из воздушной может становиться плотной (это называется «консолидация»), возникает инфильтрация легочной ткани (когда в ткани скапливаются клеточные элементы и она, опять же, становится плотной и почти полностью теряет свою воздушность).

Из-за этого в воспалённых участках лёгких не осуществляется газообмен и кислород не может поступать в кровеносные сосуды. На рентгенограмме или КТ мы видим затемнение, участки, почти не проницаемые для рентгеновских лучей, плотные, на фоне которых не прослеживается сосудистый рисунок лёгочной ткани.

Потому, если вдруг у человека будет пневмония бактериальная, которая затронет 60-70% лёгких, он вряд ли выживет, потому что эти воспалённые участки вообще не смогут работать.

При вирусных интерстициальных пневмониях у нас другие механизмы (они не изучены до конца, но представление мы имеем). Альвеолы не заполняются жидкостью, как правило. Ткань не становится плотной. Консолидации обычно нет. Воспаляются стенки альвеол и другие элементы интерстициального пространства.

Поэтому мы и видим на КТ не плотную ткань (инфильтрацию, консолидацию), а «матовое стекло» - матовое снижение прозрачности лёгочной ткани с видимым рисунком сосудов и бронхов на этом фоне. Это происходит из-за снижения воздушности альвеол (не выключения, а снижения!!) или утолщения стенок альвеол.

То есть легочная ткань не выключается полностью в таких ситуациях! Она может продолжать выполнять свою функцию, несмотря на воспаление! Она не становится плотной, а сохраняет свою воздушность, хоть и не в полной мере.

И самый главный момент в этой ситуации- это не то, сколько процентов лёгочной ткани воспалено, а то, насколько сильно она воспалена и может ли выполнять свою функцию газообмена, плюс то, справится ли невоспаленная часть лёгкого с тем, чтобы взять на себя основную функцию и обеспечить доставку кислорода в организм.

Потому мы ориентируемся на сатурацию (насыщение крови кислородом), а не на процент поражения лёгких.

Нам важно понимать, осуществляется ли доставка кислорода в кровь в полном объёме. Если осуществляется и сатурация в норме - мы ждём и наблюдаем, помогая лёгким быстрее восстановиться при помощи поддерживающей терапии и дыхательной гимнастики. Если не осуществляется- мы сразу видим это (падает сатурация) и должны обеспечить поступление кислорода из других источников и получать уже дополнительно дексаметазон, чтобы постараться подавить это воспаление и снизить смертность.

Если совсем падает сатурация - нужна ИВЛ (искусственная вентиляция лёгких).

Именно поэтому нет смысла бежать на СКТ при ковид, оценивая процент поражения, но получая ненужную лучевую нагрузку.

Нам надо делать СКТ только в сомнительных и тяжёлых случаях.

Для нас важна сатурация- простой метод, недорогой (пульсоксиметр стоит дешевле, чем КТ), доступный в домашних условиях, безопасный.

Все понятно?