Найти тему
Жизнь советского человека

Корабль, восставший из моря после 800 пробоин. Героическая судьба и последний подвиг его команды

Невероятная судьба этого корабля начиналась буднично – он был заложен на Ленинградской верфи в 1934 году, а уже через 3 года вошёл в состав судов НКВД в Мурманском пограничном округе.

Строили его комсомольцы, поэтому негласное название получил «молодёжный». Первый командир Б. Чернышов значительно позднее напишет, что это был замечательный корабль, снабжённый современным (для тех лет) штурманским оборудованием и электрическим рулевым управлением. В его экипаж и набраны были в основном комсомольцы.

Первой войной для корабля «Бриллиант» стала финская. Он патрулировал территориальные воды, проводил транспортные конвои, осуществлял противолодочную и ПВО флотских соединений. Благодаря морякам «Бриллианта» для десантной операции в Лиинахамари был расчищен плацдарм для высадки морских пехотинцев.

Морские пограничники, 1939 год. Слева направо: будущий командир "Бриллианта" М. Махоньков, будущий командир СКР "Сапфир" М. Паровенко, П. Хведчун – комиссар ПСК «Рубин», Конопелько – командир БЧ-5 (электрогруппа).
Морские пограничники, 1939 год. Слева направо: будущий командир "Бриллианта" М. Махоньков, будущий командир СКР "Сапфир" М. Паровенко, П. Хведчун – комиссар ПСК «Рубин», Конопелько – командир БЧ-5 (электрогруппа).

Уже в мае 1941 года корабль, одним из первых на флоте, столкнулся в противостоянии с немецкой авиацией. 30 числа, вечером, в районе губы Орлоака из грозовой тучи практически прямо на корабль «вынырнул» немецкий самолёт. Невзирая на то, что нарушил государственную границу, он легко развернулся и дал по советскому кораблю очередь из пулемёта. И это была не единственная провокационная атака за тот день. Наши моряки отвечали заградительным огнём, не сбивая нарушителя. Стать зачинщиком войны никому не хотелось.

22 июня 1941 года «Бриллиант» вернулся в порт, а уже в 3 ч 50 мин. прозвучал сигнал тревоги. К городу под прикрытием тумана шла волна немецких бомбардировщиков. Уже через 10 мин. первый из них рухнул в море, сбитый зенитным автоматом с «Бриллианта».

С началом войны сторожевых кораблей на Северном флоте было мало, поэтому им приходилось отчаянно много работать. Искали и уничтожали подлодки противника, охраняли и сопровождали конвои, несли боевой дозор. «Бриллиант» потопил не единственную субмарину врага, действуя упорно и до окончательного результата.

Махоньков Михаил Васильевич / СКР-29 "Бриллиант"
Махоньков Михаил Васильевич / СКР-29 "Бриллиант"

Чтобы прервать связь Советского Союза через Мурманск с союзниками, профессиональные горно-егерские дивизии нацистов пошли в наступление. Для поддержки защитников острова Средний и полуострова Рыбачий вышли три корабля пограничников: «Айсберг», «Бриллиант» и «Смерч». Тяжёлый бой шёл шесть часов. Враг рвался через хребет Муста-Тунтури. Корабли уничтожили большое число пехоты, несколько батарей артиллерии и миномётов. Благодаря поддержке с моря наземные части остановили врага.

Корабли уходили в туман. Последним должен был отойти «Бриллиант», но не успел. Из облаков вынырнуло больше сорока «Юнкерсов» и начали «утюжить» корабль. Бомбы ложились в 70, 50, 40 м от кормы. Палубу окатывало осколками и грязью со дна, открылась течь. Но моряки выдержали 2 часа боя и больше восьми массированных атак с воздуха без потерь в личном составе.

4 дня ремонта и «Бриллиант» снова встал в строй. А 12 мая 1942 года корабль погиб в первый раз.

Стоящий на якоре в восточной части Мурманского берега на Иоканьгском рейде корабль высмотрел противник. «Юнкерсы» зашли со стороны солнца и всей мощью обрушились на сторожевик. Пару бомб легло прямо у борта, вскрыв обшивку. Небронированный бак посекло осколками. Прямо под бомбами «Бриллиант» снялся с якоря и начал оборону. Но к этому времени на палубе гудел пожар. Его тушили под руководством политрука Павла Пономаренко. Он уходил последним и не успел.

Транспортный корабль, приготовленный к разгрузке
Транспортный корабль, приготовленный к разгрузке

Корабль пытались вытащить на отмель два буксира, но на затопленной корме стали взрываться глубинные бомбы и «Бриллиант» затонул.

Уже в сентябре 1942 года корабль был поднят благодаря усилиям командира войсковой разведки Йоканьгской базы Михаила Махонькова. Повреждения были критичные – от фашистских и своих глубинных авиабомб и больше 800 осколочных пробоин.

К началу 1943 года на Северном флоте возникла острая нехватка кораблей охранения. В марте начался ремонт «Бриллианта». Михаил Махоньков в случае необходимости сам вставал к токарному станку. В начале 1944 года готовность корабля составила 94%.

Осенью этого же года восставший СКР-29 «Бриллиант» пришёл из Архангельска в море Лаптевых, чтобы встать в охрану транспортных конвоев, проходивших по этому участку Севморпути. Его командиром стал Михаил Васильевич Махоньков.

Документ о гибели капитана Махонькова
Документ о гибели капитана Махонькова

22 сентября 1944 года конвой шёл из моря Лаптевых в сторону фронта с боеприпасами и продовольствием. Среди семи сторожевиков был и «Бриллиант». В 1 ч 13 мин. на конвой напали подводные лодки противника. Сами немцы называли их «арктическими волками».

Корабли охранения рассредоточились вокруг транспортов, приводя в готовность глубинные бомбы.

Неожиданно командир Махоньков заметил слева по курсу под слоем воды след торпеды. Немцы рассчитали точно – по курсу смертоносного снаряда находились две цели – корабль охранения и транспортник. Юркий «Бриллиант» имел все возможности отклониться в сторону и тогда весь удар принимал на себя «Революционер» - самый крупный корабль каравана, где находился и штаб.

«Полный вперёд!» - скомандовал командир Махоньков. Сторожевик успел подставить свои борт под удар торпеды.

Через несколько секунд на поверхности плавали только небольшие обломки «Бриллианта». Среди них заметили одного матроса и вытащили на палубу ближайшего сторожевика. Но выжить он не смог. От нападения подводных лодок удалось отбиться и транспорт ушёл до места назначения.

Теперь этот спасательный круг демонстрируется в музее
Теперь этот спасательный круг демонстрируется в музее

Как выяснилось через много лет, один из матросов погибшего «Бриллианта» всё-таки выжил. Алексея Стаханова в темноте просто не нашли. Но он уцепился за обломок палубной доски и проплыл больше 100 км – до пустынной части Таймыра. Здесь была метеостанция. Но обессиленному и раненому матросу добраться до неё не удалось. Его тело случайно нашли гидрографы в 1961 году и опознали по портсигару. Он до последнего пытался передвигаться по тропинке в сторону станции.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.