После выставки Маревны в Третьяковской галерее в 2004 году энтузиасты решают разыскать ее родной город.
Поднимают архивные записи и метрические книги.
Обнаруживают, что ее родной город – административный центр Мариинский Посад, расположенный между Чебоксарами и Казанью.
До революции это был купеческий город, превосходящий ныне столицу Чувашии – Чебоксары.
18 июня 1856 года император Александр Второй утвердил переименование "села Сундырь Казанской губернии и близлежащих деревень в посад и наименовании посада Мариинским".
Посад назвали в честь императрицы – Марии Александровны. Так же как и Мариинский театр в Санкт-Петербурге.
Сундырь – старейшее село, известное еще со времен Ивана Грозного, названное по имени реки, впадающей в настоящее время в Чебоксарское водохранилище.
Удивляет то, что местные жители и сейчас называют город еще более древним названием - "Сентерварри", что в переводе на русский означает "Устье Сундыря".
Сам город знаменит тем, что рядом с ним расположена Государева гора, названная в честь Екатерины Великой. Путешествуя из Казани в 1763 году, она соизволила отобедать на этой горе.
Именно в этом городе, а не в Чебоксарах как иногда декларируют, 14 февраля 1892 года в семье польского дворянина и русской актрисы родилась Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская.
Прозвище "Маревна", ставшее потом псевдонимом художницы, ей дал Максим Горький, с которым она познакомилась на острове Капри.
Диего и Фрида всегда с большим уважением относились к СССР, а Диего дважды бывал в Москве.
В 1927 году задиру и смутьяна Диего, обладающего удивительной работоспособностью и неукротимым темпераментом, избирают в исполком коммунистической партии Мексики.
От Советского Союза поступает приглашение посетить Москву на празднование 10-й годовщины Октябрьской революции.
Устав от бурных сцен, которые ему устраивала ревнивая Лупе Марин, Диего с радостью уезжает в Москву.
В Москве он посещает выставки, театры и заводит много друзей. В один из холодных вечеров к себе домой его приглашает Маяковский, с которым он давно дружил.
В тот вечер к Владимиру приходят многие знаменитые люди и многие, которые стали знаменитыми впоследствии. Там Диего знакомится с Теодором Драйзером.
Ривера становится профессором московской Академии Искусств, где читает лекции. С ним заключают контракт на роспись Клуба Красной Армии.
На фреске Диего решает изобразить портрет Сталина. Риверу привлекает его выразительная внешность. Смуглое, опаленное солнцем лицо Сталина напоминает ему лицо мексиканского крестьянина.
7 ноября в 10 часов начинается парад. Сталин с соратниками стоит на трибуне еще деревянного Мавзолея.
Из-за плохого состояния брусчатки Красную площадь засыпали песком.
Диего тоже здесь, среди иностранных гостей. На ледяном ветру он держит рабочий блокнот и делает зарисовки.
Неожиданно на трибуну прорывается троцкист – курсант Военной академии Яков Охотников, присланный для усиления охраны, и бьет Сталина кулаком в затылок.
Начальник личной охраны Сталина Иван Юсис с ножом (на трибуну всем без исключения запрещается проносить оружие) бросается на Охотникова. Тут же подоспевают Ворошилов и Буденный.
В это время красногвардейцы Троцкого стягиваются к правительственным зданиям, почте и телеграфу, но получают решительный отпор от отрядов ГПУ и курсантов 2-й пехотной школы.
Из двора МГУ на Моховой в сторону Красной площади выдвигается многотысячная контрдемонстрация троцкистов и студентов.
Демонстранты двигаются к Красной площади со знаменами и плакатами "За подлинную рабочую демократию" и "Против травли оппозиции", портретами Ленина и Троцкого.
Раздаются крики "Да здравствует старая большевистская гвардия!", подхватываемые студентами мощным "Ура!".
На Воздвиженке путь троцкистам преграждают автомашины и слушатели Военной академии.
Отряды ГПУ и молодых рабочих, собранных с окраин Москвы, выхватывают у троцкистов плакаты и начинают избивать демонстрантов.
Троцкистский мятеж провалился. Диего становится свидетелем событий и встает на сторону Троцкого.
Если бы Ривера тогда знал, как повлияет на его судьбу это решение.
Что, "Трибун революции", которым он так восхищался и которому потом предоставит убежище в своем доме, будет плести против него интриги в Мехико и послужит причиной его развода с Фридой.
Что он сам будет вынужден бежать в США, прячась в машине под старыми холстами.
Помимо всего прочего прямолинейный Диего на лекциях заявляет, что русские художники допустили ошибку, отказавшись от традиций крестьянского народного искусства и иконописи.
В ответ на него посыпались обвинения в прославлении икон и возврату к крестьянству, неверной оценки роли индустриализации.
Отношение в СССР к Диего меняется. На его ежедневные просьбы об оказании помощи и выделении помощников для росписи Клуба Красной Армии ему отвечают – завтра.
Ривере объявляют, чтобы он немедленно покинул СССР, а в газетах начинается травля художника.
Пишут, что Диего "никогда не был ленинцем, а только мелкобуржуазным сапатистой (Сапата – герой Мексиканской революции), а теперь стал совсем буржуазным художником".
Запрещается без разрешения автора копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данной статьи.
© 15 сентября 2022г.
Всем доброго дня!
Благодарю за лайк и подписку!