Найти тему
Исторические мелочи

Загадочный портрет со шведского аукциона

Я сдаюсь! Нет, вот прямо честно и откровенно говорю: я сдаюсь и признаю свое поражение. Я так и не смог хотя бы приблизительно идентифицировать этого персонажа

Речь о следующем. На сайте скандинавского аукционного дома мне попался вот такой интересный портрет

Портрет числится изображением русского офицера, датируется второй четвертью XIX в.

Аннотация к лоту утверждает следующее: «На персонаже знак ордена Святой Анны 2-й степени с лентой. Этот знак был учрежден в 1816 году [????] и вручался дипломатам и гражданским лицам [????], занимавшим определенное положение в обществе. Еще более интересен турецкий орден Ифтихар Нишани, который также виден на персонаже. Орден был основан в 1831 году Махмудом II. Существовало две версии этой медали, и обе они носились на красно-зеленой ленте, типичной для турецкой фалеристики.

Отношения между Турцией и Россией были плохими до 1830 года, когда Николай I достиг некоторых соглашений между двумя странами. Множество бриллиантов на знаке свидетельствует о его важности, а бумага в руке персонажа может быть контрактом».

Сразу бросается в глаза странное утверждение авторов аннотации об учреждении в 1816 г. некоего знака ордена Св. Анны, предназначенного для награждения дипломатов и гражданских лиц, «занимавших определенное положение в обществе». Что это, откуда они это взяли, бог весть. В декабре 1815 (по новому стилю – уже в январе 1816 г.) орден Св. Анны был по-новому разделен на степени – если ранее существовало три степени награды, то теперь их стало четыре. Но вторая степень ордена, разумеется, существовала и до этого, и она вовсе не предназначалась исключительно для награждения дипломатов и гражданских лиц. Но бог с ним.

Итак, на шее у портретируемого действительно российский орден Св. Анны 2-ой степени. Я не силен в османских наградах, но, судя по всему, и вторая награда персонажа определена правильно – турецкий орден Славы (Ифтикар или Ифтикар Нишани).

-2

А вот следующее, что становится понятно практически с первого взгляда, это то, что перед нами явно не офицер. Точнее – если мы принимаем атрибуцию персонажа как имеющего российское происхождение, то он точно не может быть офицером, а лишь чиновником. Об этом может свидетельствовать отсутствие эполет, фалды без отворотов, шитье по бортам мундира.

Но, похоже, на портрете мы видим не российского подданного. Я перебрал, кажется, все возможные российские ведомства, где чиновник в подобном мундире мог бы служить. Наличие у персонажа наград из двух разных стран заставило первым делом предположить, что он может иметь отношение к внешнеполитической деятельности. Но у мундиров чиновников российского Министерства иностранных дел был черный прикладной цвет и серебряное (а не золотое, как у изображенного на портрете) шитье. У российских консулов за рубежом шитье было золотое, но с изображением «меркуриевых жезлов» (коих на мундире нашего персонажа не видно), а воротник и обшлага были вишневого цвета. Можем допустить, что цвет воротника и обшлагов на портрете является зеленым, но шитье на мундире персонажа не походит на шитье, установленное для российских ведомств, имевших зеленый прикладной цвет - Министерств внутренних дел, юстиции и финансов.

Есть и другие детали, заставляющие усомниться в принадлежности персонажа к российской службе. Прежде всего это борода, совершенно немыслимая для чиновника (да и офицера) России дореформенного периода. В том же случае, если чиновник позировал уже в пореформенный период, когда ношение бород уже было допустимо, на нем был бы форменный полукафтан, а не мундир фрачного покроя. Далее – темляк на шпаге персонажа золотой, а не серебряный, как должен был бы быть у российского чиновника.

Наконец самое главное – на государственную принадлежность чиновника должна указывать кокарда (в виде матерчатой розетки под петлицей на шляпе). У российских чиновников кокарда была черно-оранжево-белая. Здесь кокарда черно-желто (золото-)-красная. И - я готов к летящим в меня помидорам, тапкам и прочим предметам – я не могу ее идентифицировать. Австрийская империя – вроде, должны быть черно-желтая. Испания – просто красная. Баден – желто-красная…

Ниже шляпа российского чиновника, правда, более поздняя, царствования Александра II

-3

Я в тупике. И даже корешки книг, выписанные условно, не могут помочь – разобрать на каком языке сделаны надписи на их корешках невозможно.

Словом, датировка, предложенная экспертами аукционного дома верна. Атрибуция персонажа - нет. В том, что перед нами не офицер, а чиновник, я полностью уверен. Что чиновник этот не российский – почти уверен. А, вот, дальше… пока никак.

Если у кого-то будут соображения или точная информация о портрете и его персонаже, с удовольствием выслушаю.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.