Как я отметил вчера, более всего упоминаний о босорке (босоркое) зафиксировано в Трансильвании.
В современной культуре Трансильвания вообще зачастую ассоциируется с вампирами, благодаря знаменитому романа Брэма Стокера «Дракула», но это, уж простите, своего рода попса.
Расположена Трансильвания на северо-западе Румынии. Само название происходит от латинского Transsilvania, что означает «Залесье».
Вариантов слова «босорка» у румын немало (borsocoi, bosorcan, bosorcaie, bosorcă, bosorcaië, borsocaîe, borsocaie, borsocane, bortsokană, bosărcăi, bursucăii), в рамках данной статьи я буду использовать форму «босорко́й».
Румынский босоркой – оборотень.
Кто и при каких обстоятельствах становится босоркоем в представлении румын?
Во-первых, ребёнок, родившийся в сорочке. Что такое эта самая сорочка (или рубаха)? Это пузырь, который формируется вокруг плода во время беременности в целях защиты от инфекций. Обычно он разрывается до того момента, как дитя покидает тело матери, но в редких случаях остаётся целым. В редких – потому народное воображение и приписывало таким новорожденным различные мистические свойства: от просто повышенного везения и удачи до принадлежности к сверхъестественным существам.
Во-вторых, живой взрослый человек. Каких-либо причин, по которым обычный человек становится босоркоем в осознанном возрасте, я не обнаружил, лишь записанное исследователями утверждение: «Босоркои – из людей».
В-третьих, мертвец. Ну, с этим всё понятно. Сколько разных нечистых «получается» из бренных тел после смерти, особенно если человек при жизни вёл не самый лучший образ жизни, мертвеца погребли с нарушением неких табу или обрядов, или же погребения не состоялось вовсе? Уйма!
Отличительная черта босоркоя – хвост. Он может находиться не только на туловище, но и на голове, к примеру, за ухом.
Босоркой наделён способностью превращаться в волка, зайца, птицу, рыбу, собаку. В какое именно животное – каким-то образом определяла повивальная бабка, принимавшая ребёнка в сорочке.
Поделюсь любопытными упоминаниями, зафиксированными, насколько я понял, в ходе полевых экспедиций (источник указан ниже).
Первое:
Существуют босоркои для волков, рыб, иные – для танца, для какой угодно вещи.
Второе:
Есть босоркои для волков, собак, для ветра. Те, что для волков, как свистнут, тут же станут волком. Те, что для ветра, бродят по верхам, поверху.
Вероятно, здесь имеется в виду, что босоркои «для волков, для рыб, для собак» превращаются в означенных животных, которые «для ветра» – в ветер, в некого атмосферного демона. Но как быть с теми, что «для танца»? Становятся демонами, способными «затанцевать» свою жертву до изнеможения или до смерти?
В Украинских Карпатах есть такой персонаж, увлекающий людей в неистовый танец. Чугайстер называется. Кстати, тоже может предстать в форме ветра или вихря, а питается мавками.
Босоркои вредят людям тем, что крадут молоко у коров, пьют кровь людей и скота, пытаясь пронзить жертву стрелой. И тут снова следует упомянуть повивальных бабок: пользуясь своей магией, они наказывают младенцам, в которых узнают будущего босоркоя, не кровопийствовать, иначе грозят перерезать горло топором.
От выдаивания босоркоем молока известны специальные румынские заговоры.
Например, такой:
Пусть вернётся молоко к корове, как возвращаются звёзды на небо и как приходит роса ночью, пусть не мешают этому босоркои.
Или такой:
Повстречала Петра, Святого Петра, мыча и ревя. Святой Пётр спросил: «Ты, корова, что мычишь, что ревёшь?» – «Как же мне не мычать, как не реветь; ногу он мне повредил, телёнка сглазил, молоко у меня отобрал».
Повреждение босоркоем ноги при выдаивании – мотив характерный.
См. также
Использованный источник
- Свешникова Т. Н. Волки-оборотни у румын