Найти тему
Катехизис и Катарсис

Путешествия строителей пирамид

Летним днём, примерно в 2578 году до н.э., во время правления фараона Хуфу (Хеопса), лодка, на борту которой находились 40 рабочих, направилась вниз по течению Нила в сторону плато Гиза. Нос этого судна украшал урей (uraeus) — стилизованное изображение кобры, встречающееся в качестве украшения на головных уборах фараонов. Под руководством надсмотрщика, известного как смотритель Мерер, корабль перевозил большие известняковые блоки из каменоломен Тура на восточном берегу Нила. Мерер и его команда направили лодку на запад, к плато, и, пройдя между двумя высокими курганами, которые называются Ро-Ше-Хуфу, оказались в озере Хуфу. Это озеро было частью сети искусственных каналов, вырытых специально для того, чтобы суда могли доставлять материалы непосредственно к краю плато.

-2

Когда лодочники приблизились к месту стоянки — их взорам предстала устремлённая в небеса Великая пирамида Хуфу, которую также называли Ахет Хуфу (Горизонт Хуфу). В этот период правления Хуфу (ок. 2633-2605 гг. до н.э.) пирамида была практически завершена — она была сложена из сверкающих белых известняковых блоков, именно таких, которые везла лодка смотрителя Мерера. У кромки воды, на массивном известняковом фундаменте, был виден храм Хуфу, известный как Анкх Хуфу (Жизнь Хуфу), который был соединён с пирамидой полукилометровым мостом. Когда фараон умирал, его тело относили в этот храм, а затем переносили в пирамиду для погребения. Рядом находились царский дворец, архивы, зернохранилища и бараки рабочих.

Выгрузив камень, мужчины поставили свою лодку на якорь в озере рядом с десятками, если не сотнями других лодок и барж, которые привезли различные материалы, необходимые для завершения строительства пирамиды: гранитные балки из Асуана, гипс и базальт из Фаюма, древесину из Ливана. Также на лодках прибывали рабочие со всего Египта и скот из дельты Нила, необходимый для того, чтобы прокормить строителей. Когда солнце село и сгустились сумерки, на суше и на многих лодках запылали очаги. Мерер и его люди устроились на ночлег, после которого им предстояло отправиться обратно в каменоломни за очередным грузом известняковых блоков. В течение следующих десяти дней им надо было совершить два или три таких рейса.

Первоначально Великая пирамида была высотой 146,6 метра, с размером основания 233 на 233 метра. Для её постройки потребовалось невероятное количество камня — около 2,5 миллионов кубометров. Кроме того, для строительства монумента требовалось огромное количество меди, так как при добыче камня использовались медные кирки, и медные пилы для его резки. Эксперименты показали, что при нарезании 1-4 дюймов камня расходовалось около 1 дюйма меди — это значит, что при распиливании камня толщиной всего 10 сантиметров у полотна пилы будет сточено минимум 2,5 сантиметра, а в худшем случае — все 10 сантиметров. Кроме того, при подготовке каменных блоков, рабочие сглаживали их поверхности медными зубилами шириной с указательный палец. Огромный расход меди на строительство пирамид привел к тому, что пришлось срочно искать новые источники металла.

-3

Следы от медной пилы видны на куске базальта, найденного возле пирамиды Хуфу на плато Гиза.

Некоторое количество меди добывалось в Восточной пустыне, между долиной Нила и Красным морем, но основные медные рудники находились за морем — в южной части Синайского полуострова. Проще всего добраться до этих рудников было по воде. Ещё относительно недавно самой ранней известной гаванью на Красном море была гавань в Айн-Сухне, которая была раскопана в 2001 году группой учёных под руководством египтолога Пьера Талле из Университета Париж-Сорбонна. Судя по всему, гавань в Айн-Сухне периодически использовалась для доступа к Синаю в течение более чем тысячелетия, начиная с периода правления Хафре (Хефрена) (ок. 2597-2573 гг. до н.э.), преемника Хуфу. Затем, в 2008 году, команда Талле переместилась в ранее известное, но малоизученное прибрежное место в Вади-эль-Джарф, примерно в 100 километрах к югу от Айн-Сухна, и обнаружила, что оно служило гаванью в течение 50-70 лет во времена 4-й династии (ок. 2675-2545 гг. до н.э.), включая правление Хуфу. То есть, это самая ранняя из известных гаваней в мире.

-4

Фрагменты дерева и веревки от разобранных лодок были обнаружены в одной из складских галерей Вади-эль-Джарфа.

В ходе раскопок, начавшихся в 2011 году, совместная экспедиция Университета Париж-Сорбонна, Французского института археологии (Каир) и Асьютского университета обнаружила, что гавань в Вади-эль-Джарф была крупным предприятием, где сотни рабочих поддерживали горные работы на Синае. Команда обнаружила свидетельства того, как эти рабочие были организованы в группы для обеспечения бесперебойного функционирования объекта. И, что совершенно неожиданно и беспрецедентно, они обнаружили тайник с папирусами, содержащими записи о повседневной деятельности одной из таких групп рабочих — лодочников, за которыми наблюдал смотритель Мерер. Помимо перевозки каменных блоков, использовавшихся для строительства комплекса Великой пирамиды на плато Гиза, эти люди принимали участие в работах в других частях страны, в том числе помогали управлять портом в Вади-эль-Джарфе.

Изучая папирусы и исследуя находки в Вади-эль-Джарфе и на Синайском полуострове, Талле и его коллеги получили новое представление о государственном аппарате и рабочей силе, которые создали одни из самых величественных памятников в мире. "Похоже, что в начале правления Четвертой династии египтяне пытались сделать все по-крупному", - говорит Талле. "Все, что они делали в то время, имеет огромные размеры. Так было на плато Гиза с пирамидами, так было и в Вади-эль-Джарфе".

-5

Секция L-образного причала, который был обнаружен в Вади-эль-Джарфе.

Первым признаком, указывающим на то, что Вади-эль-Джарф был портом, стало наличие складских галерей, вырезанных в известняковых предгорьях примерно в трех милях от береговой линии. Талле обнаружил подобные галереи и в Айн-Сухна. Они предназначались для хранения лодок и материалов, когда порт не использовался. Когда команда начала исследовать Вади-эль-Джарф, быстро появились дополнительные доказательства. Естественный просвет между рифами у берега позволял легко проходить лодкам, а L-образный причал, каждая сторона которого имеет длину около 200 метров, создавал зону спокойной воды площадью почти 5 гектаров прямо перед этим проходом.

-6

Каменные якоря

Рядом с берегом археологи раскопали пару сооружений, которые, судя по всему, использовались для жилья, производства продуктов питания и переработки товаров. Между этими строениями они обнаружили более 100 каменных якорей, некоторые из которых все еще были закреплены веревками. Примерно в двух с половиной километрах вглубь острова они раскопали здание, размером примерно 60 на 40 метров, что делает его самым большим из известных древних зданий на побережье Красного моря. Исследователи считают, что в этом здании, разделённом на 13 помещений, скорее всего, проживало около 500 рабочих.

-7

Здание в Вади-эль-Джарфе размером примерно 60 на 40 метров, вмещавшее около 500 рабочих.

Когда исследователи впервые прибыли на место, они обнаружили, что входы в 31 складскую галерею были запечатаны большими известняковыми блоками. Внутри почти всех исследованных галерей, длина которых варьируется от 15 до 30 метров, археологи обнаружили большое количество фрагментов кедра, сосны и веревок, что указывает на то, что, как и в Айн-Сухне, галереи использовались для хранения лодок в те периоды года, когда опасные погодные условия делали Красное море несудоходным. Многие галереи также были заполнены керамическими кувшинами для хранения, которые помогли команде Талле понять, как работал порт. Ближайший источник пресной воды расположен примерно в десяти километрах от галерей, поэтому исследователи полагают, что кувшины, объём которых составлял примерно 36 литров, использовались для хранения воды, а также для транспортировки товаров на Синай и обратно. В воде у берега было найдено несколько разбитых кувшинов. Еще больше кувшинов было обнаружено в крепости, известной как Эль-Марха, на противоположном берегу Красного моря, примерно в 50 километрах от Вади-эль-Джарфа. Это свидетельствует о том, что она (Эль-Марха) была местом назначения экспедиций из порта и, вероятно, служила базой для добычи меди на Синае.

-8

Сотни керамических кувшинов для хранения были найдены в галереях, таких как эта в Вади-эль-Джарфе. Кувшины использовались для хранения воды и транспортировки товаров на Синайский полуостров и обратно.

Определить, какие места добычи и переработки меди на Синае использовались во времена Хуфу, довольно сложно, но комплекс печей, обнаруженный в 2009 году Талле в Сех-Насбе, в 16 километрах к северу от Эль-Мархи, дает представление о масштабах предприятия. Печи - всего их не менее 3 000 - использовались на ранней стадии переработки медной руды и были расположены в виде больших батарей, раскинувшихся более чем на 800 метров. "Размер установки заставляет меня думать, что она, вероятно, относится к эпохе Четвертой династии, когда у египтян была очень острая потребность в меди", - говорит Талле. "Она действительно огромна".

-9

Массив из 3000 печей (слева), использовавшихся для обработки меди в местечке Сех-Насб на Синайском полуострове. Крупный план (справа) одной из печей.

Гавань в Вади-эль-Джарфе должна была быть местом хорошо скоординированной деятельности — необходимо было перевозить лодки по пустыне из долины Нила по частям на расстояние около 160 километров и собирать их на месте. Рабочие шахт, а также люди, доставлявшие продовольствие и припасы, такие как древесина для топлива печей, также должны были преодолевать такие расстояния. Караваны ослов постоянно следовали туда-обратно из гавани, чтобы набрать воды из внутреннего источника. А лодки постоянно курсировали по Красному морю, отправляя рабочих и припасы и возвращаясь с медью. Над местом строительства возвышалась пара лагерей, расположенных над складскими галереями. Эти лагеря еще предстоит раскопать, но исследователи полагают, что они служили контрольным пунктом, откуда надсмотрщики следили за гаванью и могли наблюдать за всеми, кто приближался по пустынным тропам. "Управление объектом было невероятной логистической операцией", - говорит Грегори Маруард, археолог из Йельского университета, который входит в команду Талле. "Чтобы пересечь пустыню из долины Нила, требовалось не менее семи дней, и они должны были взять с собой все необходимое. Кроме того, вероятно, было несколько различных групп рабочих, выполнявших разные задачи. И это была сезонная работа, поэтому, когда они организовывали новую экспедицию, люди должны были приехать, чтобы снова открыть галереи, восстановить лодки и так далее".

-10

На этих керамических кувшинах из Вади-эль-Джарф написано имя группы рабочих «Команда сопровождения "Урей Хуфу на носу его лодки"»

Еще до того, как исследователи обнаружили папирусы с подробным описанием деятельности смотрителя Мерера и его людей, в Вади-эль-Джарфе уже было найдено множество текстов. Керамические кувшины для хранения, большие известняковые блоки, использовавшиеся для перекрытия галерей хранилища, и даже набор каменных якорей — все они покрыты иероглифами. Первое, что заметили исследователи в этих текстах, — частое присутствие картуша Хуфу, овала с именем фараона, указывавшее на то, что это место использовалось во время его правления. Дальше они пришли к выводу, что тексты состоят из названий рабочих бригад, которые обслуживали гавань, например, «Команда сопровождения Великого его льва» и «Команда сопровождения Хуфу наделяет его двумя уреями». "Потребовалось некоторое время, чтобы понять, что означают эти названия", - говорит Талле. "Но в конце концов мы выяснили, что эти команды, вероятно, были названы в честь лодок, с которыми они были связаны. А каждая лодка была названа по королевскому знаку отличия, который она носила". Например, название команды сопровождения смотрителя Мерера — «Урей Хуфу на носу его лодки», встречается в надписях на сотнях кувшинов для хранения. Очевидно, эта команда была экипажем лодки, нос которой был украшен змеиным орнаментом, который носил царь. Вскоре исследователи узнают гораздо больше об этих рабочих.

В первые несколько лет раскопок в Вади-эль-Джарфе команда Талле обнаружила некоторое количество небольших пустых или выцветших фрагментов папирусов. Это давало надежду на то, что в этом месте могут находиться и папирусы с невыцветшими надписями, которые ждали своего часа более четырех с половиной тысячелетий. В 2013 году надежды исследователей оправдались гораздо больше, чем они могли себе представить. Исследуя территорию перед двумя складскими галереями, они обнаружили несколько кусочков папируса с красными и черными чернилами, которые оказались обрывками бухгалтерских документов. Спустя неделю они раскопали первый полный папирус, на котором было написано одно из царских имен Хуфу — Меджеду, или «тот, кто сокрушает». Это позволило признать его самым древним из когда-либо найденных папирусов с надписями.

-11

Пять складских галерей, вырезанных в известняковых холмах в портовом городе Вади-эль-Джарф на Красном море. Перед галереями слева археологи обнаружили тайник с папирусами, датируемыми временем правления Хуфу.

По мере приближения конца сезона раскопок оставалось исследовать одну область — пространство между двумя известняковыми блоками перед одной из галерей. Там команда и обнаружила сотни фрагментов, относящихся к нескольким десяткам различных текстов, некоторые из которых можно было собрать в документы длиной более полуметра. Вскоре они поняли, что, помимо бухгалтерских документов, были обнаружены бортовые журналы, которые вел смотритель Мерер. В этих папирусах подробно описана деятельность группы из примерно 40 человек, известной как фила, которая были одним из четырех таких подразделений, составлявших команду сопровождения «Урей Хуфу на носу его лодки». Эта находка была удачной неожиданностью, потому что обычно такие записи возвращались в долину Нила для архивирования, но по какой-то причине эти документы были оставлены в Вади-эль-Джарфе. Похоже, что сохранившиеся папирусы были первоначально захоронены в яме между известняковыми блоками, а затем перемещены, скорее всего, при попытке открыть галерею. Те папирусы, которые остались в яме, в основном разложились после пребывания в застойной воде, а те, которые были потревожены, были сохранены для потомков. "Такого рода повествования крайне редки для того времени", - говорит Талле. "Все имеющиеся у нас тексты времен Четвертой династии - это в основном биографические записи, найденные в гробницах. Впервые у нас есть то, что написано конкретным человеком, дающим точный и реальный отчёт о своей работе".

-12

Этот папирусный бухгалтерский документ был обнаружен перед складскими галереями в Вади-эль-Джарфе.

Бортовые журналы охватывают деятельность филы в течение примерно года в самом конце правления Хуфу. В летние месяцы, ориентировочно с июня по ноябрь, рабочие трудились в окрестностях Гизы. Начало этого периода приходилось на первый месяц сезона наводнений, называемый Ахет, что соответствовало началу ежегодного разлива Нила. Первое задание филы, по-видимому, заключалось в перевозке около 600 рабочих к Ро-Ше-Хуфу. Там, как считает Талле, основываясь на упоминаниях в журналах «работ, связанных с дамбой Ро-Ше-Хуфу», «дамбой входа в озеро Хуфу» и командой «поднимающей сваи дамбы», эти рабочие открыли шлюзы, чтобы заполнить бассейны и каналы, по которым товары доставлялись к подножию строительной площадки комплекса пирамид. (См. планировку Гизы).

-13

Планировка Гизы

После открытия этих водных путей люди Мерера в течение нескольких месяцев перевозили известняковые блоки из каменоломен Тура на плато Гиза. Типичный набор записей гласит: "Смотритель Мерер отплывает со своей филой из Туры, груженной камнем, в Ахет-Хуфу; проводит ночь в Ше-Хуфу. Отплывает из Ше-Хуфу, плывет к Ахет-Хуфу, нагруженный камнем; проводит ночь в Ахет-Хуфу". Команда забирала блоки из двух отдельных каменоломен — северной Туры и южной Туры. Причём, место, откуда они забирали известняк, менялось каждые 10 дней, чтобы у рабочих каменоломен было время добыть камень и сложить блоки в ожидании следующего визита. Эти блоки использовались для облицовки Великой пирамиды, но считается, что в столь поздний период правления Хуфу эта работа уже была завершена. По мнению египтолога Марка Леннера, директора Ancient Egypt Research Associates, блоки, скорее всего, использовались в качестве облицовки для одной из ям возле пирамиды, в которой хранились кедровые лодки, использовавшиеся во время похорон Хуфу.

В декабре, когда уровень воды на Ниле снизился и транспортировка тяжелых грузов на лодках к плато Гиза стала невозможной, фила Мерера была отправлена в район дельты Нила рядом с парой городов. Названия этих городов — Ро-Вер-Идеху, или Устье Великой реки в болотах, и Ро-Маа, или Устье Истинной реки, — вероятно, относятся к местам, где один или несколько рукавов Нила впадали в Средиземное море. Там перед командой была поставлена задача "утрамбовать" или уплотнить конструкцию под названием "двойная джаджа", которая, по мнению Талле, скорее всего, была причалом, подобным тому, который был обнаружен в Вади-эль-Джарфе. Такое сооружение должно было поддерживать морские экспедиции в Левант для получения, среди прочих материалов, сосны и кедра, которые были недоступны в Египте, но были необходимы для изготовления лодок и в качестве дров, используемых для обработки медной руды. "В тот период истории египтяне старались как можно больше связываться с внешним миром", — говорит Талле. Чтобы команда не голодала и не испытывала жажду во время этого удаленного пребывания, в папирусах отмечается, что чиновник по имени Имери несколько раз ходил за пайками хлеба и пива.

-14

Этот фрагмент папируса описывает команду смотрителя Мерера

В папирусах нет никаких упоминаний о деятельности филы с января по март, и Талле считает, что это был сезон, когда работники могли вернуться домой, чтобы провести время со своими семьями. Начиная с апреля, фила, по-видимому, работала в Вади-эль-Джарф. Хотя бортовые журналы, охватывающие этот период, довольно фрагментарны, в них упоминаются морские экспедиции, а также место под названием Инеб Хуфу, или Стены Хуфу, что может относиться к крепости Эль-Марха. Учитывая, что филы прибыли в Вади-эль-Джарф в начале сезона плавания по Красному морю, который продолжался до конца лета, им, вероятно, было поручено привести гавань в рабочее состояние. Для этого нужно было сдвинуть или разбить известняковые блоки, закрывавшие галереи, собрать лодки и убедиться, что они пригодны для плавания. Только после этого они могли спустить на воду свою лодку, чтобы переправлять шахтеров, товары и медь туда и обратно между гаванью и Синаем.

-15

Кусок дерева от древней лодки (слева) и отрезок веревки (справа) - одни из многочисленных находок в Вади-эль-Джарфе.

Трудно сказать, было ли такое же благосклонное отношение к тем рабочим, которые поднимали камни во время постройки и устанавливали их на монумент. Однако, есть некоторые признаки того, что и непосредственные строители пирамид не бедствовали. Последние 30 лет Леннер ведет раскопки в месте под названием Хейт-эль-Гураб на плато Гиза, где, спустя десятилетия после смерти Хуфу, рабочие, строившие пирамиды фараонов Хафре (ок. 2597-2573 гг. до н.э.) и Менкаура (ок. 2572-2551 гг. до н.э.), как считается, жили в бараках. Команда Леннера обнаружила свидетельства существования десятков пекарен, окружавших комплекс бараков, а также множество костей животных, свидетельствующих о том, что несколько тысяч живших там строителей ежедневно ели мясо. "Обычно это не характерно для древнего Ближнего Востока", — говорит Леннер. "Похоже, что людей кормили большим количеством белка и углеводов".

Более глубокие слои в Хейт-эль-Гурабе, которые еще предстоит исследовать, вероятно, относятся ко времени Хуфу и могут рассказать ещё больше о рабочих, которые строили Великую пирамиду. Пока же папирусы из Вади-эль-Джарфа дают беспрецедентное представление о том, как строился комплекс пирамид, и об опыте рабочих, которые помогали его возводить.

"Я часто думал, что было бы здорово вернуться туда на пятнадцать минут и посмотреть, что там происходило", — говорит Леннер. "Папирусы Вади-эль-Джарфа — это самое лучшее средство из доступных нам сейчас". Эти документы создают образ находчивых работников, которые странствовали от сердца страны до самых отдаленных её участков. Как-будто бы наяву мы видим людей, создавших бессмертные памятники, которые увековечили имена и амбиции фараонов и стали свидетельством мастерства и самоотверженности строителей, создавших их.

Дэниел Вайс - исполнительный редактор журнала Archaeology.

Автор перевода: Алексей Пикалов, #пикаловкат