Найти тему
Kinoryba

Jimmy Smith – Hoochie Cooche Man (1966)

Джимми Смита можно условно называть Би Би Кингом хаммонд-органа – в смысле его популярности, количества пластинок (здесь он Кинга переплюнул очень далеко). Конечно, эти музыканты очень разные, но объединяет их та радость, которая есть в их музыке – в каждом из бесчисленных альбомов Смита и Кинга, игра на стыке джаза и блюза (с большим клоном в джаз у Смита и в блюз у Кинга) и в хорошем смысле «популярность», то есть, охват широченной аудитории без ухода в андеграунд, без фиги в кармане, открытость и настоящая мощь. Смит – один из титанов, брэндов (извиняюсь) музыки XX века. В выборе «главного» специалиста по электрической гитаре нет ничего сложного - Джими Хендрикс. Равно как и в разговоре о самых ярких музыкантах играющих на хаммонд-органе первым номером идет Смит. Какой бы джаз не играл Смит, он всегда либо остается в блюзе, либо вставляет целые блюзовые сюиты в любую музыку, которую играет. И играет он фантастически быстро, неожиданно и с той фантазией, когда можно сказать, что он и есть сама музыка. И все у него легко и всего очень много. Hoochie Cooche Man и Got My Mojo Workin’ – две пластинки, которые он записал в 1966 году – возможно, не самые прорывные его альбомы, но они самые декларативно блюзовые – начиная с называний и заканчивая, собственно, теми песнями, которые он здесь (и там) играет. Он даже петь начал, не выдержав блюзовой атаки, которую сам же спланировал. Совершенно ломовой бэнд из двадцати шести человек, включая пятерых гитаристов и Кенни Баррелла конечно – вмочил такие адские блюзовые вариации, что даже кривое пение Смита здесь попадает в десятку. I’m Your Hoochie Cooche Man Вилли Диксона (написание вот именно такое) – для начала – всеми силами бэнда – знакомый с детства рифф, сиплый голос Смита – непривычный и нераскрученный, поскольку гениальный клавишник практически не поет. Но – здесь не удержаться. Биг-бэнд с солирующей гармошкой, с гитарой, вешающей аккорды в паузах межу грохочущими фразами бэнда, праздничные вставки труб и – сверхскоростное, приджазованное соло хаммонда – главного героя этой повести. Рэй Чарзльз вспомнился в One Mint Julep – и эта версия мне нравится больше, чем у автора. Громоподобная вступительная часть духовых – и соло Смита, хаммонд захлебывается количеством нот, уводящих в одну сторону, в другую, возвращающих к теме, трубы иногда лишь напоминают о себе отдельными вскриками, а пьеса несется на роликовых коньках хаммонда, подстегиваемая гитарными аккордами. Хаммонд с бульканьем уходит в глубину, гитара лает и орган выныривает в верхние октавы. Просыпаются духовые и играют «с добрым утром» темой Чарльза. Смит, отдохнув, запевает Ain’t That Just Like A Woman, где оставлено значительное пространство для ударных и гармошки, но хаммонд никуда не делся – бесится, прыгает, бубнит и поет, нервно, синкопируя, убегая вперед и отставая, ломая структуру и снова собирая паззл общего звука. Шестиминутная Boom Boom Джона Ли Хукера – все ждали космической силы вруба в знакомую гитарную фразу, но начинается пьеса в исполнении оркестра Смита одноголосой гитарой и достаточно жалостливо. Так же плаксиво подыгрывает гармошка и уж совсем расстроенно поет Смит – печаль вселенская, но после первого куплета вступает бэнд и хаммонд – от тоски не остается даже намека. Понеслось. Размеренно и без агрессии – неожиданно. Но, естественно, с длинными соло Смита. Чистый джаз Оливера Нельсона – аранжировщика и дирижера всего проекта – Blues And The Abstract Truff. Начинается вполне авангардно, но быстро переходит в блюзовую форму, где уже полное разгуляево Смита с его хаммондом. Во второй части снова начинается, если можно сказать, «большой джаз» - с большим бэндом, с переплетением партий духовых, сложной гармонией и длинным, громким, завораживающим финалом. Крадущаяся, интимная – после абстрактного джаза Нельсона пьеса TNT- «тринитротолуол». Ничего громкого здесь не будет – соло хаммонда мелкими осколками разлетается в разные стороны – как осколки бомбы. Взрыв уже прогремел, а это – последствия. Здесь, наверное, самое быстрое соло Смита на всем альбоме. Но – каждая нота читается – что естественно для клавишнных и следить за пассажами Смита, несущимися со скоростью света легко и здорово. Отличная пластинка для тех, кто любит блюз, джаз и звук хаммонд-органа.