Найти тему
Душа на колесах

К-3 "Ленинский комсомол": что стало с легендарной подлодкой

Оглавление

Первая атомная подводная лодка СССР давно стала легендой. Несмотря на тяжелую судьбу, она с честью выполнила все поставленные задачи, побывав в 14 дальних походах. Из боевого состава ВМФ ее вывели только в 1988 году. А спустя три года – окончательно исключили из флота и решили отправить в музей. Но начались 90-е, и стало не до подводной лодки.

К-3 "Ленинский комсомол
К-3 "Ленинский комсомол

Про «Ленинский комсомол» благополучно забыли. А когда вспомнили, то было уже поздно. В 2002 году ржавые останки К-3 оттащили в город Полярный Мурманской области.

Тревожное ожидание

В 2005 году лодку перевели на завод «Нерпа» в город Снежногорск. Там у К-3 вырезали реакторный отсек и заменили его муляжом. Но денег на сохранение и тем более восстановление АПЛ все еще не было. И вместе с тем приступить к ее уничтожению никто не решался.

Здесь нужно отдать должное руководству «Нерпы», которое согласилось хранить подлодку бесплатно. Долгое время она просто занимала стапельную площадку в дальнем углу завода и смиренно ждала своей участи.

В 2013 году грянула новая беда. Заводской стапель понадобился для срочной утилизации заправщика атомных ледоколов «Лепсе». Промедление грозило радиационной катастрофой. С подлодкой нужно было что-то решать.

К-3 с вырезанным отсеком. Фото СРЗ "Нерпа"
К-3 с вырезанным отсеком. Фото СРЗ "Нерпа"

По самым скромным подсчетам на ремонт К-3 требовалось 50 млн. рублей. В 2015 году все же предложили отбуксировать лодку в Мурманск и там превратить в плавучий музей. По задумке К-3 должна была занять почетное место рядом с первым атомоходом «Ленин».

И все же судьба улыбнулась многострадальной подлодке. В 2020 году стало известно, что атомная субмарина станет главным экспонатом нового петербургского музея «Остров фортов» в Кронштадте.

Долгий путь в новый дом

Начался томительный процесс ремонта и восстановления старой подводной лодки. От завода «Нерпа» до Финского залива ее везли с помощью специального транспортного дока. За 43 дня АПЛ прошла Баренцево и Белое море, Беломоро-Балтийский канал, Онежское и Ладожское озеро и в конце пути оказалась на Кронштадтском морском заводе.

Там силами петербургских специалистов К-З буквально пережила второе рождение. В июне 2022 года док имени Митрофанова, где находилась АПЛ, заполнили водой. С помощью буксиров ее аккуратно оттащили к Выборгу и уже там погрузили на баржу «Атлант».

К-3 и буксиры. Фото "Остров фортов"
К-3 и буксиры. Фото "Остров фортов"

Только эта погружная баржа смогла безопасно перевезти столь большую подлодку к терминалу «Моби Дик» в Кронштадте, а затем еще и поднять ее до уровня причала. Там же, на барже, К-3 разрезали пополам, отделив кормовую и носовую части по новому отсеку-донору.

Затем обе части независимо друг от друга перевезут по улицам Кронштадта в Музей военно-морской славы. Кстати, зал, где будет установлен атомоход, проектировался специально для него.

Уже на месте разрезанную подлодку соберут воедино, отреставрируют интерьеры и сформируют экспозицию. Увидеть легендарную К-3 можно будет уже в 2023 году.

Носовая и кормовая части подлодки. Фото "Остров фортов"
Носовая и кормовая части подлодки. Фото "Остров фортов"

Также вам будет интересно:

Подлодка К-3: от врагов до героев

Подлодка К-3 "Ленинский комсомол". Как послевоенный СССР обошел Америку.

#техникассср #подводнаялодка #к3 #история #ссср