Найти тему
Просто про жизнь

Питер или сапоги, или перед любым ли выбором можно ставить ребенка

Не знаю, почему мне сегодня вспомнилась эта история.

Фото из интернета
Фото из интернета

Работая в школе, я, как и многие учителя, во время каникул возила детей в разные города нашей страны. Где мы только ни побывали: в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Таллине… Но чаще всего ездили в Санкт-Петербург.

В восьмидесятые годы легко набирались группы по тридцать человек. А так как классы были большие и желающих было много, то попадали в поездку далеко не все. И родители просто уговаривали учителей взять ребенка, не прошедшего «конкурс», гарантируя его безупречное поведение.

Думаю, что такие групповые путешествия – большая часть школьных воспоминаний.

По крайней мере, поездка в Белоруссию, когда я была десятиклассницей, изменила мое отношение ко многим вещам в мире, заставила повзрослеть, задуматься и понять, что такое война.

Минск, Брестская крепость, Хатынь… Это было незабываемо. Я без конца фотографировала своим фотоаппаратом «Зоркий», чтобы потом показать и рассказать родителям, друзьям все то, что я увидела и узнала.

Фото из интернета
Фото из интернета

Многое произвело тогда впечатление. Березки, по три в квадрате. На месте, где должна быть четвертая – вечный огонь. Это знак того, что в Белоруссии погиб каждый четвертый. Памятник мужчине с мертвым ребенком на руках в сожженной Хатыни…

Фото из интернета
Фото из интернета

Я понимала, насколько важны такие поездки для школьников. Ведь и дети в них раскрываются совсем по-другому: учатся общаться, иногда открываются с самой неожиданной стороны.

В девяностые годы многое изменилось. Прежде всего, изменилось материальное положение многих родителей, да изменились и сами родители, их приоритеты.

Если в восьмидесятые любую поездку родители встречали на «ура», и не задумывались о ее стоимости, потому что понимали, что вкладываются в детей, в расширение их кругозора, то в девяностые стало не до поездок – все думали о хлебе насущном.

В начале двухтысячных ситуация стала меняться. Снова возобновились поездки, но группы набирались значительно меньше, иногда по десять человек, и вся ответственность за детей ложилась на плечи одного учителя.

А учитель попадал в сложную ситуацию.

Сначала все воспринимали сообщение о поездке с воодушевлением. Едем! Ура!

Когда доходило до дела, начинались проблемы. Одни уже во сне видели Питер, другие передумали, третьих родители не отпускали. Но поездка могла состояться только при группе не менее десяти человек.

Больше всего запомнился случай, когда мама поставила девочку десятиклассницу перед выбором: Питер или сапоги. Непростой, надо сказать, выбор.

Девочка выбрала сапоги.

Не знаю, как маме могло такое прийти в голову, но «из песни слова не выкинешь».

– Съездит когда-нибудь, – вот и весь ответ.

Но ведь важно сейчас, с классом.

Я приводила тогда разные аргументы. Один из них – история, рассказанная артистом нашего театра, которая произвела на меня большое впечатление.

Когда он учился в театральном институте в Ярославле, часто с друзьями ездил в Москву на спектакли. Мечтал попасть на «Гамлета» с Высоцким. Понятно, что билетов в свободной продаже на спектакль никогда не было. И вдруг спекулянт предложил билет за двадцать пять рублей. Ровно столько в то время была студенческая стипендия. Он долго колебался, но не решился. Подумал, что будет еще возможность. А потом Высоцкий умер.

Он, артист, мог увидеть величайший спектакль! Но не увидел...

Мои усилия были тщетны, мама непреклонна.

Думаю, а если бы передо мной в свое время встал выбор: сапоги или Белоруссия? И не могу представить, что мысль поставить меня перед таким выбором могла бы прийти в голову моим родителям. Или родителям многих моих учеников.

А как Вы, друзья, относитесь к возможности такого выбора?

P.S. Так как нахожусь далеко от дома, к сожалению, не могу добавить фото поездок. Тогда ведь не было мобильных телефонов, где все под рукой.