Наверное, уже начиная с фильма "Старики-разбойники", у Эльдара Рязанова наступил творческий кризис жанра, из которого он так и не смог выбраться до конца жизни. До этого он сделал себе имя на легких, условных комедиях, где было много прекрасной музыки и песен. Но после "Зигзага удачи" начались самоповторы на более низком уровне, шараханья из жанра в жанр, смешение жанров фильма вплоть до пресловутого мед, ... и пчелы. После самоповтора "Берегись автомобиля" в "Стариках-разбойниках", последовала чисто коммерческая совместная советско-итальянская поделка "Необыкновенные приключения итальянцев в России".
Конечно, Рязанов наступивший кризис ощущал и сделал попытку "переквалифицироваться" из мастера легкой, условной комедии в другой, более "взрослый", жанр. Он стал снимать современные мелодрамы о любви. Снял целую трилогию. "Ирония судьбы", "Служебный роман" и "Вокзал для двоих". Но "проклятое" прошлое признанного комедиографа не отпускало.
И "Ирония судьбы" и "Служебный роман" до этого уже прошли "обкатку в театрах в виде пьес тех же Рязанова и Брагинского "Ирония Судьбы или с Легким паром" и "Сослуживцы". По "Сослуживцам" московского Театра им. В. Маяковского был даже записан радио- и телеспектакль. И вот Рязанов решил переделать эти легкие комедийные пьески в "жестокую мелодраму" встречи "двух одиночеств", достаточно уже отягощенных грузом прожитых лет и уже не надеющихся найти свою "половинку".
"Жестокая мелодрама" разбавлялась привычной для Рязанова эксцентрикой, невероятными ситуациями и "бытовым" юмором с вполне лояльными оттенками "кухонной" сатиры. Чтобы как-то замаскировать эту несовместимость, Рязанов насытил "Иронию" концертными номерами исполнения прекрасных, малоизвестных широкому советскому зрителю стихов советских поэтов под такую же прекрасную лирическую музыку Микаэла Таривердиева. Плюс, конечно, замечательный актерский ансамбль. Получилось неплохо.
На волне успеха "Иронии", не пропадать же добру, Рязанов немедленно снял по тем же рецептам "Служебный роман". Композитором уже был Андрей Петров и среди стихов Рязанов внедрил и собственные опусы, правда, выдав их перед начальством за переводы Вильяма Блейка. Тут уже и труба была пониже, и дым пожиже, но на волне популярности "Иронии" ее клон "Служебный роман" неплохо прошел. Заодно Рязанов получил за "Иронию" Госпремию СССР, а за "Служебный роман" Госпремию РСФСР в области кинематографии.
Потом Рязанов снял сатирический "кинокапустник" "Гараж" и какую-то, не очень внятную "фигу в кармане" "О бедном гусаре..." Набрав скорость на поприще "обличительных" "фиг", после "Гусара" он запланировал снимать "Дорогую Елену Сергеевну", но тут к власти пришел Юрий Владимирович и киноначальство решило "погодить" с обличением советской системы образования. Рязанов решил вернуться к "жестокой мелодраме". Так образовалась по словам самого режиссера "кинотрилогия" о любви. "Ирония судьбы", Служебный роман" и "Вокзал для двоих"
Гвоздем, на котором висит вся картина "Вокзала для двоих", является интерпретация авторами сценария Брагинским и Рязановым широко известной в узких московских кругах истории совершения Микаэлом Таривердиевым дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом. Вечером 9 мая 1967 г. он развозил из ресторана по домам своих друзей, в числе пассажиров была и актриса Людмила Максакова, с которой у него были близкие отношения.
Двигаясь по Ленинградскому проспекту, Таривердиев сбил на пешеходном переходе переходившего дорогу молодого парня, потерпевший погиб. Композитор не остановился на месте происшествия, а попытался скрыться. Его догнал на своей автомашине очевидец происшествия, военный, и прокричал ему: "Сбил человека и убегаешь". Таривердиеву пришлось вернуться. Следствие шло очень долго. Все-таки преступник был человек не простой. Обычно дела о таких преступлениях — ДТП со смертельным исходом, совершенное на пешеходном переходе, расследуются в кратчайшие сроки, максимум два месяца, все очевидно, распишись и получи свои 7-8 лет реального лишения свободы.
А здесь следствие шло два года и в итоге Таривердиев получил, как пишут, два года условно. Очень напоминает недавнее дело в отношении писателя Эдварда Радзинского, который выехал на полосу встречного движения и столкнулся со встречным автомобилем. В результате погибла пассажирка встречного автомобиля, молодая девушка. Следствие шло три года, пока не вышла амнистия и Радзинский не был освобожден от уголовной ответственности.
Но вот история с Таривердиевым имела продолжение. По Москве начались распространяться слухи, что композитор взял на себя вину любимой женщины Людмилы Максаковой. Это она сидела за рулем и совершила ДТП. А композитор, как настоящий мужчина, заявил органам следствия, что автомобилем управлял он. В итоге общественное мнение сложилось в пользу благородного композитора и против неблагодарной актрисы, которая бросила своего возлюбленного и даже на суд не пришла. И даже сам композитор, как ни странно, поверил в это.
Сейчас уже не опровергнуть документально "благородство" Таривердиева. Судебное дело, скорее всего, давно уничтожено за истечением сроков хранения. Но в следствии ведь не дураки сидели. На одном личном признании Таривердиева никто бы не обвинил. С руля сразу снимаются отпечатки пальцев. Была масса очевидцев. Проводились экспертизы.
Но Рязанов взял версию именно о "благородном" мужчине, который спасает свою любимую женщину от тюрьмы, взяв на себя ее вину, а она предает его. Пишут, что Таривердиев, пришедший на премьеру фильма, ничего не зная о его содержании, узнав себя в главном герое, поссорился с Рязановым. Хотя с чего тут было ссориться, ведь главный герой представлен в самом положительном свете. А может Таривердиев не хотел, чтобы давнишняя история, произошедшая с ним 17 лет назад, опять всплыла у многих в памяти?
Фильм имел большой успех, его послали на Каннский кинофестиваль, правда лавров он там не снискал. А на всесоюзном кинофестивале Рязанова признали лучшим режиссером, а Гурченко лучшей актрисой. По итогам 1984 г. Гурченко была признана лучшей киноактрисой года.
А теперь посмотрим, что же увидел зритель Каннского кинофестиваля перед собой на экране. Это неискушенному в подтекстах и "фигах" простому советскому массовому зрителю могло показаться, что перед ним история о том, как "встретились два одиночества", потянулись от этого одиночества друг к другу и пытаются что-то там в себе разжечь.
Простая история с открытым финалом и неясными перспективами на совместное будущее героев. Все побочные линии, которые нагромождаются в изобилии вокруг основной любовной, советский зритель пропускает, как необязательный гарнир к киевской котлете. Он и в жизни такого добра насмотрелся и еще хлеще истории может рассказать, чем затейники-сценаристы Брагинский и Рязанов, которые окунаются в совершенно незнакомую им бытовую среду жизни простых советских работников сферы обслуживания, все знания о которой у них ограничиваются слухами, сплетнями и анекдотами.
Но вот иностранному зрителю все в новинку. Нечасто ему показывают советскую действительность в таком любовно-обличительно-сатирическом ракурсе. Есть над чем задуматься и подумать — так вот ты какой самый передовой в мире строй.
Иностранцу сразу же показывают советский ГУЛАГ в полный рост. Время то какое — расцвет "диссиды", "андроповщина", "империя зла", "звездные войны", карательная медицина, "голоса" и "волны" захлебываются от цитирования отрывков произведений некого Нобелевского лауреата Исаича. И вот пожалте, полюбуйтесь на жуткий советский лагерь — где-то на краю света, в заснеженной пустыне, до ближайшего жилья 10 километров. Зэки все в черном стоят в строю на пронизывающем ледяном ветру, лай овчарок, строгие вертухаи, "а на вышке сидит очумелый чекист".
А вот и главный герой, на ветру со снегом, с нарушением режима содержания, потому как в неположенном месте, пытается сделать пару затяжек "беломориной", сторожась оглядывается, как бы ее у него не отобрали блатные.
Кто же это, подумает иностранец? Коррупционер, педофил, крупный мафиозо-наркодиллер, наемный убийца? Ведь в их заграничных фильмах только такие и сидят в тюрьмах. Остальные платят залог и гуляют в свое удовольствие, пока адвокат с прокурором решают между собой — как, кому и сколько. Нет. Это невинная жертва советского, самого несправедливого суда в мире, один из лучших представителей творческой интеллигенции. Честнейший, добрейший, смелейший, порядочнейший человек, а выражаясь по-современному полный лох и ботан.
Но ведь не всегда он был по ту сторону закона и колючей проволоки. Но об этом во второй части.
Пишите комментарии. Подписывайтесь на наш канал. Ставьте лайки.