Найти в Дзене
Роман Апрелев

Греческий фотограф: "У русских история не менее древняя"

Греческий фотограф советского происхождения Костас Асимис привез в Волгоград снимки православных обителей на Афоне. Святая гора вообще стала главной темой его творчества. Впервые он попал на нее в 1984 году, еще совсем далеким от религии молодым человеком. Но постепенно стал все больше проникаться духом христианства. - Всякий раз у Костаса Асимиса были новые знакомства и впечатления на Афоне. Сейчас мы не имеем возможности путешествовать. Может быть, кто-то и не сможет попасть на святую гору. Но мы видим греческие монастыри глазами фотохудожника и прикасаемся к истории, - сказал протоиерей Алексий. Выставка проходит в здании бывшего центрального универмага. Место, само по себе тесно связанное с историей. Напомним, что в подвале этого дома был штаб фельдмаршала Паулюса. Но сейчас здесь обустраивают культурное пространство. Вскоре тут разместится картинная галерея. Но на входе по-прежнему виднеется аббревиатура ЦУМ. Асимис, свободно говорящий по-русски (а еще по-болгарски и по-сербски),

Греческий фотограф советского происхождения Костас Асимис привез в Волгоград снимки православных обителей на Афоне. Святая гора вообще стала главной темой его творчества. Впервые он попал на нее в 1984 году, еще совсем далеким от религии молодым человеком. Но постепенно стал все больше проникаться духом христианства.

- Всякий раз у Костаса Асимиса были новые знакомства и впечатления на Афоне. Сейчас мы не имеем возможности путешествовать. Может быть, кто-то и не сможет попасть на святую гору. Но мы видим греческие монастыри глазами фотохудожника и прикасаемся к истории, - сказал протоиерей Алексий.

-2

Выставка проходит в здании бывшего центрального универмага. Место, само по себе тесно связанное с историей. Напомним, что в подвале этого дома был штаб фельдмаршала Паулюса. Но сейчас здесь обустраивают культурное пространство. Вскоре тут разместится картинная галерея. Но на входе по-прежнему виднеется аббревиатура ЦУМ. Асимис, свободно говорящий по-русски (а еще по-болгарски и по-сербски), предожил не менять историческое название, но дать ему новую расшифровку: Центральный уникальный музей. Властям на заметку.

-3

Родители Костаса бежали из Греции, когда там шла гражданская война. В 1949 году они попали в Ташкент, где он и родился. До 1971 года Асимис прожил в Средней Азии, поэтому в шутку называет себя узбеком. Хотя за последние полвека на малой родине не бывал. Культура России притягивает сильнее. Сказывается православная общность с Грецией.

Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря
Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Эти работы демонстрировались и в западных странах. Конечно, везде есть православные приходы. И изначально идут посмотреть люди именно этой конфессии. Но фотографии экспонируются по два-три месяца. О них постепенно узнают и люди других толков христианства. Для многих это совсем незнакомый пласт культуры. Потом начинают узнавать больше через интернет.

Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря
Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

На выставке, кстати, не только работы самого Асимиса, но и старинные дагерротипы из фотолаборатории русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, которые грек обнаружил и буквально спас для потомков. Вопреки стереотипам монахи были достаточно передовыми людьми, новых технологий не чурались. Еще в 1850-х годах по благословению архимандрита Макария (Сушкина) монастырские насельники занялись фотоделом. Они запечатлевали ежедневную жизнь обители. Посмотрев на русских, некоторые греческие священники тоже обзавелись фотоаппаратами.

Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря
Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Но в ХХ веке русских монахов осталось мало. В 1960-70-е годы из СССР все-таки прибывало пополнение. Но советские церковники почему-то оказались равнодушны к дореволюционному прошлому. А ведь речь не о пленке, а о стеклянных пластинах с негативами. Это еще более хрупкий материал. К сожалению, многое было утрачено. Особенно подсобил пожар лета 1968 года, выжегший половину монастыря. Но кое-что уцелело, а Костас смог восстановить ценнейший фотоархив.

Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря
Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

- Я спас пять тысяч дагерротипов. Это был богатый монастырь. Туда приезжали цари и князья. Греческие монастыри были гораздо беднее, - рассказал Костас Асимис. - В следующем году я хочу приехать с новой выставкой - о крепостях России. Я уже опробовал ее в Череповце, услышал некоторые замечания, которые принял. Есть что исправить - показать больше людей. Я хочу показать эту выставку не только в России, но и там. В Европе. Чтобы видели, что у русских история не менее древняя. Зачем стирать православную историю?