При этом специалисты Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) и Свободного университета Амстердама создавали эту технологию отнюдь не для развлечения, а ради науки. Дело в том, что доспехи и одежда, созданные тысячи лет назад, доходят до нас в поврежденном состоянии, от многих образцов остаются лишь небольшие фрагменты. Их нельзя даже трогать без перчаток, чтобы не повредить, не говоря о том, чтобы надевать на человека. #INJECT_1# Поэтому исследователи до недавнего времени выполняли реплики доспехов и одежды из современных материалов. А «снятие выкроек» с исторических костюмов заключалось в том, что изделие клали на стол, раскладывая каждую деталь в плоском виде и измеряя с помощью сантиметровой ленты и линеек, а затем заново выстраивали чертеж на миллиметровой бумаге. Такой подход предполагает большие трудозатраты, не обеспечивает высокую точность чертежей, не может применяться для сложных изделий, поврежденных и хрупких артефактов, требует квалификации специалистов. Цифровизация же реплик исторической одежды позволила впервые получить ранее недоступную информацию не только о том, как выглядела специфическая оригинальная одежда того времени, но и как она «носилась». Например, стало понятно, насколько растяжимы кольчужные полотна, как они драпируются. «Смоделировать двадцать или сто звеньев кольчуги — это не проблема, но понять, как под действием гравитации двигаются более 19 тысяч колец, стало возможно только благодаря нашей разработке, — объясняет один из авторов разработки, доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПбГУПТД Алексей Москвин. — Предлагаемый нами метод уникален тем, что он учитывает физическое поведение кольчужных доспехов, позволяя точно воспроизвести сохранившиеся образцы в виртуальной реальности. Это также дает возможность протестировать такие доспехи в виртуальной среде и посмотреть, как они сидят и ведут себя на человеческом теле. Метод особенно актуален для фрагментарной, поврежденной или находящейся в ненадежном состоянии одежды, что часто имеет место для старых образцов, найденных в археологическом контексте. Их состояние не позволяет ответить, как одежда выглядела в первозданном виде при ношении, насколько она прикрывала тело человека, как ее покрой подходил владельцу». Всего ученые восстановили 27 исторических объектов из временного среза III век до нашей эры — X век нашей эры. В этом списке туника и брюки из Торсберга (Археологический национальный музей, Германия), кольчуга из Вимозы (Национальный музей, Дания), десять фрагментов кольчужных доспехов. Реконструкция помогла подтвердить три гипотезы. Во-первых, выяснилось, что пояс на кольчуге значительно изменяет распределение нагрузки, благодаря чему воину легче двигаться. Во-вторых, под военным костюмом того времени носили дополнительную одежду — поддоспешник. В-третьих, доспехи германского воина позволяли ему выполнять на поле боя разные действия: сражаться с копьем, мечом, щитом, метать дротики, стрелять из лука и ездить на лошади. Благодаря разработанной технологии ученые смогут восстанавливать и исследовать разные виды экспонатов различных исторических периодов. А кроме получения важной информации для науки восстановленные в виртуальной реальности артефакты можно применять в цифровизации музейных коллекций, создании онлайн- и цифровых экспозиций, а также в современных видеоиграх и кинематографе.
Цифровая кольчуга. В Петербурге разработали первую в мире технологию компьютерной реконструкции
14 сентября 202214 сен 2022
4
2 мин