Как трагедия 11 сентября изменила кинематограф.
Сегодня трагедии 11 сентября 2001 года, когда два самолёта, угнанные боевиками «Аль-Каиды», врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра, исполняется 21 год. Поражающее масштабом своего влияния, это событие до сих пор отбрасывает тень на жизнь американских граждан и жителей всего мира по касательной. Кино – это зеркало, отражающее окружающий мир, поэтому о том, как террористический акт 9/11 повлиял на людей можно судить по тому, как менялся кинематограф после трагедии.
Национальная травма
До 2001 года планы Манхэттена с его огромным количеством небоскребов и двумя возвышающимися башнями Всемирного торгового центра за несколько десятилетий превратились в адресные для множества популярных голливудских фильмов и мультфильмов и закрепили образ Манхэттена в массовой культуре именно в таком виде. Башни стали для Нью-Йорка чем-то сравни Эйфелевой для Парижа — элементом, собирающим хаотичное пространство города воедино, и ярким символом — торговый центр как самая заметная точка капиталистической державы. Тем сильнее кажется эффект от атаки, совершенной террористами 11 сентября 2001 года. Помимо физического урона, они нанесли удар по жизненным ценностям и символу капитализма, намеренно превращая событие в театральное зрелище с многочисленными зрителями, которое транслируют по всему миру.
С подобной трагедией американское общество еще не сталкивалось. В сравнение может попасть только нападение японцев на военно-морскую базу Перл-Харбор, но это было давно и не здесь, не в самом сердце «большого яблока». Картинки, крутившиеся по новостным каналам раз за разом, показывали ужасающие кадры: людей, прыгающих из окон; облако пепла, накрывшее город; объятых ужасом выживших и спасателей; и взрывы, бесконечные взрывы. Никто из тех, кто находился в тот момент в осознанном возрасте, не смог избежать этих видов, даже жители других стран.
В наше время сложно представить, насколько травмирующими были эти кадры, ведь современный человек каждый день видит по 10 подобных фотографий и видео с разных уголков Земли ещё по дороге на работу. Тем не менее в 2001 году прогресс ещё не дошел до того, чтобы доставлять военные репортажи нам в постель, да ещё и с такими ужасающими подробностями. Но нет смысла объяснять, как и почему это событие навсегда изменило социум, ведь можно просто посмотреть в «зеркало» и увидеть все наглядно.
Стадии принятия
Мы уже разбирали в статье «Кино-терапия: жанр альтернативной истории как копинг механизм», как кино становится средством рефлексии и возможностью пережить то или иное травмирующее событие. Мы действительно можем проследить, как психика целой страны видоизменялась со временем, проходя все стадии принятия горя через кино. А началось всё, конечно же, с отрицания.
Отрицание
Киноиндустрия молниеносно сработала на потенциальную реакцию зрителей. Все изображения Всемирного торгового центра были поспешно стёрты как с уже вышедших картин, так и с готовящихся премьер. Никто не хотел напоминать гражданам о страшной трагедии и лишний раз бередить ещё не зажившие раны. Под цензуру отрицания попал сериал «Секс в большом городе», где во всех сериях после 11 сентября 2001 года появляющиеся на фоне титров небоскрёбы заменили зданием Эмпайр-стейт-билдинг, а все изображения «близнецов» бережно подтёрли.
Фильм «Человек-паук» Сэма Рэйми также пострадал от событий 11 сентября. Картина должна была выйти в мае 2002 года, уже в 2001 году в кинотеатрах активно транслировался тизер с супергероем, ловящим грабителей на вертолёте в огромную паутину между башнями ВТЦ. Сцена должна была войти в фильм, готовились многочисленные постеры с её изображением, а также с крупным планом Человека-паука, в чьих глазах явно отражались башни. Естественно, на всё это пришлось позвать «Галю», постеры отменили, тизер сняли с кинотеатров, а саму сцену вырезали из фильма.
Похожая участь настигла и уже вышедшие фильмы. Например, картина «Армагеддон» Майкла Бэй вышла ещё в 1998 году, в ней от метеоритного дождя пострадал весь город, однако кадры горящих и дымящихся башен-близнецов особенно запоминались зрителями. От них же в первую очередь и избавились для телевизионных трансляций, хотя на носителях ещё можно найти фильм «без купюр». Майкл Бэй, кстати сказать, такое решение не оценил, заявляя, что историю искусства нельзя изменить, с чем бы мы согласились, не будь это Майкл Бэй, конечно.
Тем не менее стереть с лица Земли все изображения башен оказалось недостаточной мерой. После теракта американское общество страдало своего рода ПТСРом, любые изображения взрывов, разрушений городов и катастроф работало мощным триггером. Режиссёры быстренько свернули все свои «взрывоопасные» проекты, а отснятые материалы старались бережно корректировать. Данная участь не обошла даже мультфильмы, картина «Лило и Стич», например, была изменена специально, чтобы не триггерить зрителей. Так в одной из сцен Стич с друзьями угоняет космический корабль, чтобы спасти Лило, которую забрали злодеи. Изначально, герои должны были угнать «Боинг-747» и лавировать по городу, между высотками и другими зданиями, но чтобы избежать возникновения неприятных ассоциаций сцена была перерисована.
Депрессия
Избавившись от всех убойных экшенов и подавляя всяческие воспоминания об увиденных кадрах, люди стали искать адреналин в других жанрах. Некоторые эксперты полагают, что именно трагедия 11 сентября послужила толчком для развития жанра ужасов, а особенно для вида хоррора, известного как «пыточное порно». Фильмы «Пила» (2004), «Пила II» (2005), «Хостел» (2005) и так далее – послужили родоначальниками целой серии картин с ярким и подробным изображением человеческих пыток. Общественный мрачный настрой успешно мигрировал в кино, оставляя за собой длинный след из сомнительных фильмов, рождённых непроработанными эмоциями.
Гнев и Торг
Но нельзя сказать, что вся нация просто погрузилась в молчаливое страдание. События 11 сентября послужили причиной для начала войны в Афганистане и Пакистане. Нельзя отрицать, что без теракта, вторжение США в эти страны послужило бы поводом для негодования, но на волне патриотизма, хлынувшего из всех щелей, как способ справиться с отрицательными эмоциями, военные действия активно поддерживались.
Однако обычным патриотичными фильмами про войну или предотвращения терактов, как это делалось раньше, поддерживать патриотичный настрой было невозможно. Люди просто не ходили на боевики и военные фильмы, стараясь максимально отвлечься от травмирующих воспоминаний. Тогда на выручку Голливуду пришел долгожданный жанр фэнтези.
2000-е годы можно по праву считать рассветом фэнтезийных и фантастических фильмов. Трилогия «Властелин колец» пришлась как нельзя кстати, в декабре 2001 году вышел первый фильм франшизы, а за ним и второй –«Властелин колец: Две крепости» (2002). Название, кстати, немного болезненно воспринялось некоторыми критиками, а создатели даже думали убрать «две крепости» из названия, чтобы не напоминать зрителям про башни-близнецы. Но здравый смысл победил, и оригинальное название книги перекочевало в экранизацию. В 2002 и 2005 году вышли 2ой и 3ий эпизоды «Звёздных войн», что несомненно добавило фантастическому жанру популярности. Ну, и нельзя забывать про франшизу «Гарри Поттера», первый фильм из которой вышел в марте 2001 года. Также в 2005 году вышел первый фильм про волшебную страну «Нарния».
Подобных фильмов в тот период было множество, и всех их объединял один важный нарратив – существует добро и зло, и добро должно победить. Не сложно догадаться, кто в ситуации с трагедией 11 сентября воспринимался «злом», а кто «добром». Заверять с уверенностью, что именно падение башен-близнецов породило кино-версию Волан-де-Морта невозможно, однако многие социологи настаивают на том, что это событие сыграло свою важную роль в развитии жанра.
Но если рефлексию в качестве фэнтези и фантастикм ещё можно объявить притянутой за уши, то настоящим продуктом 9/11 можно по праву считать вселенную Marvel такой, какую мы знаем её сегодня.
Супергерои появились в нашем мире тогда, когда люди были в особенном отчаянии – компания Marvel была основана в 1939 году, и самые первые её комиксы пришлись на Вторую Мировую Войну. Если именно супергерои спасали социум от полного упадка духа в эпоху самого кровожадного мирового конфликта, то не удивительно, что именно им и предстояло вытаскивать американцев из пучины отчаяния после 2001 года.
Первые годы брешь супергеройского настроения кое-как закрывали другие студии своими фильмами про человека-паука, Электру, женщину-кошку и других. Затем на сцену вышел Бэтмен Кристофера Нолана («Бэтмен: Начало», 2005) и изменил игру. Мрачный Готэм словно передавал всё настроение американского общества, погрузившегося в паранойю и вечное ожидание новых атак. Бэтмен спасает город от обезумевших террористов, желающих уничтожить всё на своём пути без особой на то причины, даруя надежду и зрителям.
Фильм возымел такой потрясающий успех, что компания Marvel тут же поняла, куда надо бить, и уже в 2008 году на экраны вышел фильм «Железный человек», заложивший основу будущим «шедеврам» киновселенной. Если вам кажется, что в 2008 году люди должны бы уже и пережить события 2001 года, то стоит вспомнить, что герой фильма Тони Старк становится супергероем именно в заложниках у неких Афганских террористов. И, кстати, картина имела бешенный успех.
Невозможно пересчитать сколько раз после этого супергерои спасали постоянно разрушающийся Нью-Йорк, вернее можно, но мы не будем. Табу на разрушение и экшены было торжественно снято, благодаря появившейся надежде на светлое будущее, а Мстители торжественно встали во главе американской поп-культуры.
Зачем всё это нужно? В статье «Кино-терапия: жанр альтернативной истории как копинг механизм» мы рассказывали про руминацию, привычку человек снова и снова прокручивать в голове травмирующий опыт, представляя, как можно было бы его изменить. Кинематограф отлично справляется с этой задачей.
Принятие
Сейчас, 11 лет спустя, было бы уместно говорить про стадию принятия страшных событий прошлого, но было ли оно? Киноиндустрию прочно завоевали супергерои, но и их воинственная патриотичность начала со временем «плавиться». В боевиках всё чаще ставят под сомнение действия государства и секретных служб, что в корне отличается от нарратива большинства фильмов 2000-х.
В кино также вернулись болезненные когда-то картины разрушения Нью-Йорка. А несколько режиссёров даже сняли фильмы про печальные события, помогая зрителям рефлексировать не косвенно, а уже напрямую. Правда первые картины про трагедию 11 сентября никогда не показывали сам теракт и старались максимально оградить людей от неприятных воспоминаний. Одним из самых первых удачных таких фильмов можно назвать ленту «Потерянный рейс» (2006) про пассажиров одного из самолётов, угнанных террористами в тот день. Сам самолёт должен был врезаться в здание Капитолия или Белого дома, однако пассажиры попытались остановить боевиков, и воздушное судно потерпело крушение, не долетев до цели.
Тем не менее, даже сейчас, спустя столько лет, призрак 9/11 не покидает мысли американского сообщества, а режиссёры всё ещё осторожничают с данной темой. Не даром о событиях 11 сентября нет популярного сериала на HBO или Netflix. Так что, возможно, стадия принятия горя ещё не настала.