Дети с особенностями развития могут относиться к воде по-разному. Я сейчас не о питьевой воде. Недавно я в одной из публикаций упоминала о том, что многие ребята-подростки с ментальными нарушениями с неприятием относятся даже к умыванию, не то что душ принять. А когда дело касается ребенка-дошкольника - о, некоторые ребята могут из этого безобидного процесса развернуть целую драму с мокрыми стенами и мокрыми от слёз глазами. Да, и у мамы тоже.
Работая в спецучреждении для детей с ОВЗ педагогом творческого кружка, узнала много историй от воспитателей, мам и психологов о том, как "особенные" ребята относятся к воде.
Вроде бы - чего тут такого?
Тот же ребенок с РАС - физически-то совсем обычный человек, "из того же теста", как и все мы. Но вот их восприятие... о, о нем можно рассуждать часами и все равно оставаться в неведении. Такая уж особенность!
Даже на семинарах нам постоянно говорят, что восприятие у таких ребят - искажено, да так, как обыватель себе даже представить не может! Обычный теплый душ для них может казаться как ледяным дождем, так и кипятком красного цвета. Конечно же, есть ребенку повод испугаться! И неудивительно, что он в ванной кричит и плачет. И не важно, 5 лет ему или 10.
А один мальчик (наш воспитанник, 13 лет, тоже с ментальными нарушениями, но вполне говорящий, соображающий и владеющий множеством полезных навыков) однажды поделился с нашим психологом, почему он ненавидит ходить в душ: оттуда (из душа), сверху, стекает густой кисель, склизкий, фу! Если попадет на лицо - залепит нос и рот, и я не смогу дышать, никогда!
Вот, жутко даже представить себе такое, не то что ежедневно испытывать!
Но может быть и совсем наоборот
Есть такие ребята, которых от воды - за уши не оттащишь. Для них - это та самая единственная среда, в которой они чувствуют себя комфортно, расслабляются, улыбаются. напрочь забывая о той агрессии, которую они проявляют в обычной жизни ввиду своих "особенностей".
Иван
Тоже воспитанник нашего учреждения, мальчик с РАС, 7 лет. Вода для него - ВСЁ! Дома он ежедневно подолгу может сидеть в ванне, громко петь, играть лодочками и рисовать пальцами исчезающие фигурки на воде.
А когда мама с ним занимается математикой или рисованием - они ставят возле стола таз с водой. И Иван время от времени подходит к нему и "булькает" по воде руками. Так он успокаивается и... без волнений переходит от одного этапа работы к другому.
"Счастливая" палата
Когда Ваня с мамой приехали в очередной раз на трехнедельный курс в наше учреждение, мама очень просила предоставить им для проживания ту же палату, что и полгода назад. Ведь это единственная палата, в которой не душевая кабинка, а ванна, пусть и маленькая. А Иван - он ведь не Иван, когда рядом нет ванны. Без нее - он из милого мирного мальчика превращается в громко кричащего плаксу.
Конечно, сотрудники все прекрасно понимают и всегда идут маме на уступки. А Ваня - может "булькаться" как дома и радоваться.
На чужой роток не накинешь платок
Но и здесь не обошлось без комментариев мам-соседок. Казалось бы - почему не следить только за собой и своими детками? Зачем нарочно засекать, сколько по времени чужой ребенок в ванне купается (а это хорошо слышно по Ваниному "пению")? Или завидуют, что Ваня поет во время купания слишком радостно? Или может они сами счетчик воды проплачивают?
В общем, шушукались, шушукались девушки между собой. Даже за спиной мамы Ивана рты открывали и надутыми губами "чмокали" на манер рыбы, показывали пальцем и посмеивались.
"Дети Воды"
А еще некоторые - прямо при педагогах на занятиях не стеснялись дословно передразнивать ее. Театрально закидывая кисть руки на лоб тыльной стороной, одна "активная" мамочка цитировала маму Вани: "Ах, нам нельзя без ванны, аутик - это дитя Воды!" Говорила так же выразительно и с придыханием, ну очень похоже. И обращала это в довольно неприятную шутку.
А когда мама Вани снова сказала эту фразу, ей ответили:
- "Дитя Воды? Ха! А ты - это... ты сама - Вода что ль? Приятно познакомиться".
А она - не Вода, она - Наташа. Может быть, она, как и ее ребенок с аутизмом, не понимает злых шуток. Или делает вид, что не понимает. Зато она знает пароль к настроению своего сына, в отличие от некоторых. Так-то...
Вам, дорогие читатели, доброты вокруг, да побольше.
поддержать автора: номер карты 2202 2002 8527 4302 Сбербанк
Буду рада верным гостям, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ
#учителяидети #учителяиродители #особенныедети #педагогика