Введите что-нибудь
input()
Необходимость запросить определённую информацию у пользователя возникает достаточно часто. Зачастую мы просим ввести именно те данные, которые нужны для корректной работы программы. Это может быть нужно, например, для имитации заполнения формы.
На помощь нам приходит функция input(), которая поможет запросить данные с клавиатуры.
После запуска строки появляется окно, где пользователь может написать всё, что душе угодно.
Далее на экране отобразится всё, что мы ввели в окошке
Если нужно не просто вывести на экран то, что ввел пользователь, но и сохранить введенную информацию, то достаточно ввести какую-нибудь переменную и присвоить ей всё, что ввел пользователь. Сделаем это (и заодно перейдем к числам).
Запросим вывод переменной на экран и посмотрим, что в ней содержится
Как вы догадались, что это не совсем число: число 15 стоит в кавычках. Это строка! То есть обычный текст (или в данном случае набор символов, состоящий из чисел). Проверим тип переменной:
Строка — базовый тип представляющий из себя неизменяемую последовательность символов; str от «string» — «строка»
Важно понимать, что с такими данными мы не сможем проводить арифметические операции!
Исправить ситуацию можно, если принудительно присвоить тип нашей переменной.
Теперь запишем последние наши действия в одну строку. Второй строкой запросим вывести содержание переменной
Число может быть любым, даже дробным. Конвертируем введенный текст в число с плавающей точкой float().
Ссылка для знакомства с числами в Python
Вывод информации на экран
print()
Для вывода чего-либо на экран в Python существует функция print():
Для того, чтобы вывести на экран сразу несколько объектов, нужно просто перечислить их через запятую в круглых скобках.
Работа с шаблонами
Научимся подставлять значения в уже имеющийся текстовый шаблон.
Для начала пусть пользователь введёт свое имя и возраст.
Теперь выведем на экран сообщение вида
Ваше имя: "name". Ваш возраст: "age".
Для начала поймем, какого типа будут значения, которые мы будем подставлять в шаблон. Переменная name ‒ это строка (string), а переменная age ‒ это целое число (integer).
Что обозначают эти символы %s и %i? Оператор % в строке указывает место, на которое будет подставляться значение, а буква сразу после процента ‒ сокращенное название типа данных (s ‒ от string и i ‒ от integer). Осталось только сообщить Python, что именно нужно подставлять — после кавычек поставить % и в скобках перечислить названия переменных, значения которых мы будем подставлять.
Конечно, результат можно выводить сразу, не сохраняя полученную строку в переменную. Главное, не запутаться в скобках, и не потерять их.
Важное: не теряйте часть с переменными после самой строки. Иначе получится нечто странное:
Если мы забудем указать какую-то из переменных, мы получим ошибку: Python не будет знать, откуда брать нужные значения.
При создании текстовых шаблонов, нужно обращать внимание на типы переменных, значения которых мы подставляем.
В первом случае код сработал: Python не очень строго относится к типам данных, и поэтому он легко может превратить целочисленный возраст в строку.
Во втором случае все иначе. Превратить строку, которая состоит из букв (name) в целое число никак не получится, поэтому Python выдает ошибку.
Теперь подставим не целое число, а дробное, с плавающей точкой (тип float).
По умолчанию при подстановке значений типа float Python выводит число с шестью знаками после запятой. Но это можно исправить. Перед f нужно поставить точку и указать число знаков после запятой, которое мы хотим:
Если указанное число знаков после запятой меньше, чем есть на самом деле, то происходит обычное арифметическое округление.