Найти тему
Bite of Python

Ввод и вывод.

Оглавление

Введите что-нибудь

input()

Необходимость запросить определённую информацию у пользователя возникает достаточно часто. Зачастую мы просим ввести именно те данные, которые нужны для корректной работы программы. Это может быть нужно, например, для имитации заполнения формы.

На помощь нам приходит функция input(), которая поможет запросить данные с клавиатуры.

Напишем простенькое применение данной функции. Запросим у пользователя ввести какую-нибудь информацию (числа, буквы, символы и т.д)
Напишем простенькое применение данной функции. Запросим у пользователя ввести какую-нибудь информацию (числа, буквы, символы и т.д)

После запуска строки появляется окно, где пользователь может написать всё, что душе угодно.

Введём, например, следующее: "123 фчк SWG ;#$%+"
Введём, например, следующее: "123 фчк SWG ;#$%+"

Далее на экране отобразится всё, что мы ввели в окошке

-4

Если нужно не просто вывести на экран то, что ввел пользователь, но и сохранить введенную информацию, то достаточно ввести какую-нибудь переменную и присвоить ей всё, что ввел пользователь. Сделаем это (и заодно перейдем к числам).

для переменной "num" мы присвоили значение 15
для переменной "num" мы присвоили значение 15

Запросим вывод переменной на экран и посмотрим, что в ней содержится

Обратите внимание на кавычки, в которое заключено 15
Обратите внимание на кавычки, в которое заключено 15

Как вы догадались, что это не совсем число: число 15 стоит в кавычках. Это строка! То есть обычный текст (или в данном случае набор символов, состоящий из чисел). Проверим тип переменной:

Воспользуемся "type()", для того чтобы определить тип переменной
Воспользуемся "type()", для того чтобы определить тип переменной

Строка — базовый тип представляющий из себя неизменяемую последовательность символов; str от «string» — «строка»

Важно понимать, что с такими данными мы не сможем проводить арифметические операции!

Исправить ситуацию можно, если принудительно присвоить тип нашей переменной.

В языке программирования Python встроенная функция int() возвращает целое число (экземпляр класса int) в десятичной системе счисления. Если преобразовать переданный в функцию первый или единственный аргумент в десятичное число не удается, то генерируется исключение ValueError
В языке программирования Python встроенная функция int() возвращает целое число (экземпляр класса int) в десятичной системе счисления. Если преобразовать переданный в функцию первый или единственный аргумент в десятичное число не удается, то генерируется исключение ValueError

Теперь запишем последние наши действия в одну строку. Второй строкой запросим вывести содержание переменной

вот так
вот так

Число может быть любым, даже дробным. Конвертируем введенный текст в число с плавающей точкой float().

Числа с плавающей точкой (тип float), их еще называют вещественными числами - это последовательность десятичных цифр, которая включает десятичную точку
Числа с плавающей точкой (тип float), их еще называют вещественными числами - это последовательность десятичных цифр, которая включает десятичную точку

Ссылка для знакомства с числами в Python

Вывод информации на экран

print()

Для вывода чего-либо на экран в Python существует функция print():

-11

Для того, чтобы вывести на экран сразу несколько объектов, нужно просто перечислить их через запятую в круглых скобках.

-12

Работа с шаблонами

Научимся подставлять значения в уже имеющийся текстовый шаблон.

Для начала пусть пользователь введёт свое имя и возраст.

-13

Теперь выведем на экран сообщение вида

Ваше имя: "name". Ваш возраст: "age".

Для начала поймем, какого типа будут значения, которые мы будем подставлять в шаблон. Переменная name ‒ это строка (string), а переменная age ‒ это целое число (integer).

-14

Что обозначают эти символы %s и %i? Оператор % в строке указывает место, на которое будет подставляться значение, а буква сразу после процента ‒ сокращенное название типа данных (s ‒ от string и i ‒ от integer). Осталось только сообщить Python, что именно нужно подставлять — после кавычек поставить % и в скобках перечислить названия переменных, значения которых мы будем подставлять.

Конечно, результат можно выводить сразу, не сохраняя полученную строку в переменную. Главное, не запутаться в скобках, и не потерять их.

-15

Важное: не теряйте часть с переменными после самой строки. Иначе получится нечто странное:

В данном случае шаблон у нас не получился. Мы просо вывели сообщение.
В данном случае шаблон у нас не получился. Мы просо вывели сообщение.

Если мы забудем указать какую-то из переменных, мы получим ошибку: Python не будет знать, откуда брать нужные значения.

При создании текстовых шаблонов, нужно обращать внимание на типы переменных, значения которых мы подставляем.

-17

В первом случае код сработал: Python не очень строго относится к типам данных, и поэтому он легко может превратить целочисленный возраст в строку.

Во втором случае все иначе. Превратить строку, которая состоит из букв (name) в целое число никак не получится, поэтому Python выдает ошибку.

Теперь подставим не целое число, а дробное, с плавающей точкой (тип float).

-18

По умолчанию при подстановке значений типа float Python выводит число с шестью знаками после запятой. Но это можно исправить. Перед f нужно поставить точку и указать число знаков после запятой, которое мы хотим:

-19

Если указанное число знаков после запятой меньше, чем есть на самом деле, то происходит обычное арифметическое округление.