Сегодняшняя история шедевра посвящена прекрасной жанровой картине Николаса Маеса (1634-1693), голландского художника Золотого века, который специализировался на небольших бытовых сценах и портретах. Главные роли в этой спокойной композиции играют молодая женщина и ... яблоки!
Как и многие голландские жанровые сцены, на этой картине изображена женщина, занимающаяся домашними делами. Здесь речь идет о молодой служанке, поглощенной чисткой яблок. На картине видно влияние Рембрандта, учителя Маеса. Благодаря теплым тонам, мягкому моделированию и умелому использованию теней достигается эффект спокойного присутствия.
В жанровых сценах палитра Маеса часто была насыщена земными тонами, хотя его портреты, как правило, были темнее. Он часто использовал красный цвет в качестве связующего элемента. Здесь он собрал всю сцену воедино с помощью красных цветов на рукавах девушки, ее повязки на голове, яблок и скатерти, покрывающей стол.
"Молодая женщина, чистящая яблоки", кажется простой, хотя и милой сценой. В голландском искусстве 17-го века чаще изображались горничные, как на картине ниже, где хозяйка дома застает свою горничную спящей на работе. Ленивые и неумелые слуги часто становились сюжетами для голландских картин.
В целом, сцены повседневной жизни с моралистическим подтекстом или проступки представителей низшего класса, раскрывающие аморальную природу, были популярны среди богатых бюргеров в голландском золотом веке. Маес также нарисовал некоторые из этих сцен, в том числе нижеприведенную.
Напротив, девушка на картине "Молодая женщина, чистящая яблоки" является образцом трудолюбия и сдержанности – качеств, которые это общество чаще приписывает женщинам из высшего общества. Как зритель, вы хотите находится рядом с ней, а не смеяться над ней. Оказывается, эта, казалось бы, незамысловатая маленькая картина на самом деле была довольно прогрессивной. Однако Маес был не одинок в том, что рисовал служанок без насмешек. Знаменитая "Доярка" Йоханнеса Вермеера будет написана всего несколько лет спустя.