Эта женщина вошла в историю как мать Мария. Ее именем названа улица в Париже. День ее памяти отмечается во Франции 31 марта. Она причислена к лику святых. За свою жизнь она сменила несколько имен и прожила несколько жизней.
Елизавета Юрьевна Пиленко родилась в декабре 1891 года, детство провела в Анапе. Ее отец, Юрий Дмитриевич Пиленко владел бескрайними виноградниками и занимался виноделием. Мать София Борисовна Пиленко, урожденная Делоне, занималась детьми - Лизонькой и ее младшим братом Дмитрием. Летом семья часто выезжала в Санкт-Петербург, в гости к тетке Софии Борисовны, бывшей фрейлины императрицы.
Детство было счастливым и безоблачным. В Крыму Лиза часто наблюдала за раскопками, сокровища скифов и следы античных городов будоражили воображение девочки. Она рано начала писать стихи, только так можно было передать свой восторг от увиденного.
Счастливое детство закончилось 17 июля 1906 года, в этот день скоропостижно скончался отец. Семье пришлось продать имение и переехать в Санкт-Петербург.
После солнечного Крыма Петербург показался мрачным, холодным и неприветливым. Тоска по отцу никак не отступала. И вот однажды, бродя по городу она попала на поэтический вечер Александра Блока. Его стихи очаровали пятнадцатилетнюю девушку, она влюбилась. Теперь все ее мысли были только о нем. Ну, это и понятно, поэт был божественно красив. Теперь она не пропускала ни одного его выступления.
Они познакомились и даже подружились, Лиза читала ему свои стихи, написанные еще в Крыму. А через несколько дней получила от него письмо со стихами, посвященными ей.
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту-
Что же? Разве я обижу вас?
Декадентская среда Петербурга захватила Лизу, в 17 лет у нее случился короткий роман с Гумилевым, но излечиться от любви к Блоку так и не удалось. В 1910 году Елизавета Пиленко вышла замуж, за друга Николая Гумилева юриста Дмитрия Кузьмина-Караваева. Сменила фамилию и стала Елизаветой Кузьминой – Караваевой.
Молодожены без устали посещали поэтические вечера и вели тогда модный богемный образ жизни. К Блоку она больше не приближалась, наблюдала за ним из далека.
В 1913 году Лиза родила дочь, девочку назвала Гаяна- по-гречески «земная». С мужем развелась, начала встречаться с Блоком, забыть свою первую любовь у нее не получилось, как не старалась.
Вот ее письмо к нему: «Все силы, которые есть в моем духе: воля, чувство, все желания, все мысли-все преображено воедино, и все к вам направлено. Мне кажется, что я могла бы воскресить Вас, если бы Вы умерли, всю свою жизнь в Вас перелить легко. Мне хочется благословить Вас, на руках унести, потому что я не знаю, какие пути даны моей любви, в какие формы облечь ее».
Началась Первая мировая война, любимый младший брат погиб на фронте. Воевал и Блок. Елизавета больше не пишет стихи, она вступает в партию эсеров и уезжает в Анапу. Энергичную девушку избирают заместителем городской головы, а когда тот сбежал, Лиза приняла руководство на себя. Она не дала разграбить город. Ей удалось примерить большевиков и эсеров, а когда Крым был занят Добровольческой армией, Елизавету Кузьмину-Караваеву арестовали и отправили в тюрьму.
Пока она ждала суда как «красный комиссар», за нее вступились все известные поэты «серебряного века», написали коллективное письмо. Но, ее все равно могли бы расстрелять, если бы не Данила Ермолаевич Скобцев. Казачий атаман и красивый мужчина влюбился в арестантку. Вскоре Лиза выйдет за него замуж, но ее сердце до конца жизни будет отдано Александру Блоку.
Елизавета, теперь уже Скобцева, с мужем, матерью и дочерью, в трюме переполненного теплохода, покинет родной Крым уже навсегда. Лиза была беременна и всю дорогу молила Бога, чтобы ребенок появился на свет не на корабле, в душных и антисанитарных условиях. Молитвы были услышаны и сын Юра родился в Грузии. Потом был путь в Константинополь. Некоторое время семья жила в Югославии, там появилась на свет дочь Анастасия.
До Парижа семья добралась с тремя детьми и совсем без средств к существованию. Данила Скобцев нашел работу таксиста, Лиза делала кукол. В 1926 году от менингита умерла младшая дочь Настя.
«Я вернулась с кладбища другим человеком… Я увидела перед собой новую дорогу и новый смысл жизни: быть матерью всех, всех, кто нуждается в материнской помощи, охране, защите. Остальное уже второстепенно».
Елизавета избирает для себя новый путь, путь монашеского служения. Получив развод, в 1932 году приняла монашеский постриг с именем Мария. Но, она не стала обычной монахиней, которые живут в монастыре, молятся Богу и жгут свечи. Она была убеждена,что для того, чтобы служить людям надо оставаться в миру. «Сейчас для монаха есть один монастырь-весь мир».
Это была действительно диковинная монахиня, совершенно не похожая на французских традиционных монахинь. Одетая в мужскую рясу, в пенсне, в тяжелых армейских ботинках, энергичная и громко смеющаяся, очень живая и общительная. Она ездила по стране и с помощью друзей организовала движение «Православное дело». Открывала приюты для бездомных, столовые, приют для бедных русских эмигрантов. Принимала и оказывала помощь всем просящим.
Готовила, красила стены, писала иконы, вышивала покровы и мыла полы, не гнушаясь никакой работой. Сын Юрий помогал матери во всем. Дочь Гаяна стала коммунисткой и решила уехать в СССР. Ей это удалось в 1935 году, через полгода она скончалась от тифа.
Немецкие войска очень быстро оккупировали Францию. Мать Мария продолжала спасать людей. В церкви и общежитии для бездомных она прятала евреев и коммунистов, организовывала подпольную сеть для доставки продуктов, укрывала раненых.
Еврейским детям выдавала справки о крещении, их матерям фальшивые справки о работе. Как-то ей удалось спрятать детей в мусорные баки, потом переправить в безопасное место.
Авторитет матери Марии был огромен и первое время ее не трогали. Америка внесла ее в списки тех, кого готова была принять безоговорочно, но она отказалась уезжать , предпочла остаться там, где была нужнее.
Ее предупреждали, а она продолжала делать то, что считала нужным. «Я не боюсь за Россию, -писала она, -я знаю, что она победит. Наступит день, когда мы узнаем по радио, что советская авиация уничтожила Берлин. Потом будет «русский период» истории. Все возможности открыты. России предстоит великое будущее. Но какой океан крови!»
В феврале 1943 года мать Мария, ее сын Юрий Скобцев и ближайшие помощники были арестованы гестапо за укрывательство евреев. Мать Марию отправили в немецкий Равенсбрюк, а ее сына Юрия в лагерь Компьень, где он погиб через неделю.
Мать Мария пробыла в лагере почти два года. 31 марта 1945 года, поменявшись одеждой с узницей, приговоренной к казни, мать Мария вместо нее отправилась в газовую камеру. Через два дня- 2 апреля 1945 года концлагерь Равенсбрюк был освобожден советскими войсками.
16 января 2004 года мать Мария, ее сын Юрий Скобцев и священник Дмитрий Клепинин были канонизированы как преподобномученики.