Сегодня продолжение темы об отрицательных качествах детского возраста, которые должны упразднится в человеке возрастающем духовно и стремящемся к совершенству. Эту детскость, в которой присутствует не разум а инстинкт, не ум а чувства, проявилась в первых людях при их грехопадении. Их смятение и страх, их стыд и смущение, родили не раскаяние, а лукавство, не признание вины, а перекладывание ответственности на другого.[1] Подобное отношение человека к своему греху – это признак незрелости и преобладание животной души над духом.
Но какое отношение ко греху должно быть у человека разумного? Разум, в первую очередь, понимает свою ответственность за вину. Неразумные действия ребенка или животного не подлежат суду, так как их разум довольно примитивен и все их действия, это действия рефлекторные. Свобода же выбора разумного человека руководствуется законом и моральным фактором, так как разум осознавая запреты понимает ответственность за их нарушение. Поэтому признак духовной зрелости, это воля которая не нарушает границ запретов в принятии какого-либо решения. Это идеальное состояние человека, показывающего, что его внутренний человек возрастает «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13,14). Ну а что, если на пути возрастания, человек вдруг (не дай Бог), совершил неправильный выбор и допустил грех? Ответ: Если человек не уподобился детскому неразумию, то при осознании своего неправильного выбора он не будет «прятаться» от Бога, как прятались Адам и Ева, и он не будет оправдывать свой грех, обвиняя окружающих и перекладывая ответственность за него на другого. Но зрелый человек примет ответственность за грех, признав свою вину. Вместе с этим согрешивший человек будет сожалеть о грехе, но это сожаление будет не унынием, повергающим и отнимающим силы, а покаянием. Сожаление о соделанном грехе у человека разумного вызывает раскаяние, т.е. желание и решимость не поступать подобным образом впредь. Покаяние человека всегда смиряет его душу осознанием своей вины. И это покаянное смирение является признаком того, что человек вышел из детского состояния безответственности и неразумия. Когда-то именно это покаянное смирение хананейскую женщину, просившую у Христа об исцелении бесноватой дочери, поставило в один ряд с теми, кто был верен Богу.[2] Видя смирение хананейской женщины и её разум, подавляющий рефлексивность животной души,[3] Христос сказал ей в ответ: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Матф. 15:28).
Покаянное смирение и осознание ответственности, это признак духовной зрелости. Без этих качеств невозможно духовное возрастание. И судя по ответу Христа, который Он дал хананеяке, ее смирение не унизило её, а наоборот, возвело до уровня верующих Богу. Веры не может быть без покаяния, а покаяния без веры. Вера и покаяние, это признак начла спасения души. Покаяние, это формирование того нового внутреннего человека, который возрастая и увеличиваясь как глубокий сосуд, всё более наполняется Духом Святым. Поэтому на вопрос о спасение апостол Петр ответил вопрошавшим: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Поэтому, «братия, не будем умом как дети!» (1Кор. 14:20).
======================================================================================================
[1] «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3:12,13)
[2] См. другую нашу проповедь – «Ценность сокровища и человек»
[3] Не каждый язычник смог бы смиренно ответить еврею, услышав слова: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матф.15:26).
(Из "Не сказанная проповедь" Пасечнюк Виктор)
сайт с книгами: