Хотите пример полностью отечественного самолёта, собранного вплоть до каждого винтика в своей родной стране? Пожалуйста, он перед вами - Dassault Rafale. У него собственные двигатели, собственный планер, собственное крыло и собственная авионика.
Dassault Rafale пришёл на смену Mirage 2000 и изначально имел другое обозначение: Avion de Combat Experimental или экспериметальный боевой самолёт. Изначально Франция хотела создавать самолёт совместно с Англией и Германией - тот самый Eurofighter Typhoon, но позже все же решила делать свой самолёт, выйдя из проекта общего европейского боевого самолёта. Очевидно, что это сказалось на скорости разработки и в частности на количестве лётных экземпляров: вместо 2-х решили делать один. Старт разработок ознаменовали в 1983 году.
Кроме того, дополнительной причиной полной самобытности Dassault Rafale стало притязание французов на ведущую роль в проекте. Ещё одна, но менее важная причина: несоответствие требований. Франция хотела 8-тонный самолёт, а Германия и Великобритания - 9,5-тонный. В 1985 году Dassault полностью выходит из проекта Eurofighter и переключается на производство своего самолёта.
Свой первый полёт Rafale совершил 4 июля 1986 года, почти после годичного налаживания чертежей и долгих статистических испытаний. В свой первый полёт Rafale достиг скорости 1,3М на высоте 10973 метра. С точки зрения конфигурации - это всё тот же Mirage. Однако, несмотря на принципиально новый подход к проектированию самолёта, западное авиационное сообщество относило его к 4-ому поколению истребителей. В частности это было связано со старым видом воздухозаборников и наличия переднего горизонтального стабилизатора. Первые лётные образцы имели два двигателя F404 General Electric. Свои пока не доработали (M88 SNECMA). В 1987 году Rafale разогнался до скорости 2М. В том же году начались дополнительные испытания на палубе авианосца.
Ещё до разработок Dassault на вооружении палубной авиации были старые F-8 Crusader, но улучшать их казалось бессмысленно, поэтому с приходом Rafale додумались сделать модификацию для авианосца на его основе. На этих самолётах уже стояли исключительно французские двигатели M88.
Программа испытаний закончилась только к 1994 году, в том же году появились первые 4 опытных образца. Всего же было несколько прототипов: C 01 - одноместный самолёт для ВВС Франции. В отличии от более крупной модификации "А", "С" имел иные корневые обтекатели крыла и позолоченный фонарь кабины (всё для малозаметности). Модификация "B" (двухместный самолёт) в последующем объединилась с "С" в "D". Самолёт имел просто бесчисленное количество антенн SPECTRA, которые обеспечивали машине высокий уровень самозащиты. Если совсем кратко: они формировали помехи, чтобы самолёт было сложнее обнаружить. Была установлена новая РЛС RBE2, которая дебютировала на самолёте Rafale B 01, в 1991 году. В том же году появляется Rafale M 01 - по сути, первый опытный палубный самолёт, который имел тормозной гак, уникальную переднюю "прыжковую" стойку и усиленное шасси.
В 1993 году полетели третий и четвёртый прототипы: Rafale B 01 и Rafale M 02. Последний самолёт доказал, что авианесущий флот ВМС Франции требовал полной замены устаревших Crusader, особенно на фоне создания атомного авианосца "Шарль де Голль".
В 1992 году изменилось требование руководства ВВС Франции: им требовался самолёт, который сможет заменить многоцелевые Jaguar, хотя проектируемый Rafale был призван заменить старые Mirage 2000. Поэтому инженерам пришлось видоизменить требования и заменить некоторые элементы авионики, вооружения и других систем.
Шло время, а финансирование проекта сильно сокращалось, из-за чего первый серийный самолёт поднялся в небо только в 1998 году. О дальнейшей судьбе говорить сложно, так как информация о численности и поставках не обновлялась ещё в 2010 года. В этот же год по идее должна была закончится закупка данного ВС. На чем сейчас летают французы мне лично неизвестно, если что-то знаете, напишите в комментарии.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.