Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Dassault Rafale. Французский багет, которым гордится вся Франция

Хотите пример полностью отечественного самолёта, собранного вплоть до каждого винтика в своей родной стране? Пожалуйста, он перед вами - Dassault Rafale. У него собственные двигатели, собственный планер, собственное крыло и собственная авионика.

Dassault Rafale. Французский истребитель
Dassault Rafale. Французский истребитель

Dassault Rafale пришёл на смену Mirage 2000 и изначально имел другое обозначение: Avion de Combat Experimental или экспериметальный боевой самолёт. Изначально Франция хотела создавать самолёт совместно с Англией и Германией - тот самый Eurofighter Typhoon, но позже все же решила делать свой самолёт, выйдя из проекта общего европейского боевого самолёта. Очевидно, что это сказалось на скорости разработки и в частности на количестве лётных экземпляров: вместо 2-х решили делать один. Старт разработок ознаменовали в 1983 году.

Кроме того, дополнительной причиной полной самобытности Dassault Rafale стало притязание французов на ведущую роль в проекте. Ещё одна, но менее важная причина: несоответствие требований. Франция хотела 8-тонный самолёт, а Германия и Великобритания - 9,5-тонный. В 1985 году Dassault полностью выходит из проекта Eurofighter и переключается на производство своего самолёта.

Dassault Rafale. Французский истребитель
Dassault Rafale. Французский истребитель

Свой первый полёт Rafale совершил 4 июля 1986 года, почти после годичного налаживания чертежей и долгих статистических испытаний. В свой первый полёт Rafale достиг скорости 1,3М на высоте 10973 метра. С точки зрения конфигурации - это всё тот же Mirage. Однако, несмотря на принципиально новый подход к проектированию самолёта, западное авиационное сообщество относило его к 4-ому поколению истребителей. В частности это было связано со старым видом воздухозаборников и наличия переднего горизонтального стабилизатора. Первые лётные образцы имели два двигателя F404 General Electric. Свои пока не доработали (M88 SNECMA). В 1987 году Rafale разогнался до скорости 2М. В том же году начались дополнительные испытания на палубе авианосца.

Ещё до разработок Dassault на вооружении палубной авиации были старые F-8 Crusader, но улучшать их казалось бессмысленно, поэтому с приходом Rafale додумались сделать модификацию для авианосца на его основе. На этих самолётах уже стояли исключительно французские двигатели M88.

Dassault Rafale. Французский истребитель
Dassault Rafale. Французский истребитель

Программа испытаний закончилась только к 1994 году, в том же году появились первые 4 опытных образца. Всего же было несколько прототипов: C 01 - одноместный самолёт для ВВС Франции. В отличии от более крупной модификации "А", "С" имел иные корневые обтекатели крыла и позолоченный фонарь кабины (всё для малозаметности). Модификация "B" (двухместный самолёт) в последующем объединилась с "С" в "D". Самолёт имел просто бесчисленное количество антенн SPECTRA, которые обеспечивали машине высокий уровень самозащиты. Если совсем кратко: они формировали помехи, чтобы самолёт было сложнее обнаружить. Была установлена новая РЛС RBE2, которая дебютировала на самолёте Rafale B 01, в 1991 году. В том же году появляется Rafale M 01 - по сути, первый опытный палубный самолёт, который имел тормозной гак, уникальную переднюю "прыжковую" стойку и усиленное шасси.

Dassault Rafale. Французский истребитель
Dassault Rafale. Французский истребитель

В 1993 году полетели третий и четвёртый прототипы: Rafale B 01 и Rafale M 02. Последний самолёт доказал, что авианесущий флот ВМС Франции требовал полной замены устаревших Crusader, особенно на фоне создания атомного авианосца "Шарль де Голль".

В 1992 году изменилось требование руководства ВВС Франции: им требовался самолёт, который сможет заменить многоцелевые Jaguar, хотя проектируемый Rafale был призван заменить старые Mirage 2000. Поэтому инженерам пришлось видоизменить требования и заменить некоторые элементы авионики, вооружения и других систем.

Dassault Rafale. Французский истребитель
Dassault Rafale. Французский истребитель

Шло время, а финансирование проекта сильно сокращалось, из-за чего первый серийный самолёт поднялся в небо только в 1998 году. О дальнейшей судьбе говорить сложно, так как информация о численности и поставках не обновлялась ещё в 2010 года. В этот же год по идее должна была закончится закупка данного ВС. На чем сейчас летают французы мне лично неизвестно, если что-то знаете, напишите в комментарии.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.