Каждый раз, когда я посещаю Эрарту, я всегда заранее готова к тому, что эта встреча станет для меня открытием. Может быть, это будет новый художник, или новая техника, или даже новое направление в искусстве, но никогда я не жду чего-то хорошо знакомого и понятного, однако в этот раз, одна выставка стала для меня приятным исключением.
Помню, как блуждая уже в течение второго часа по музею, я немного заскучала в дебрях очередной непонятной и безликой мазни какого-то новоявленного гения. К тому моменту единственным приятным впечатлением от посещения Эрарты была разве что выставка бразильского фотохудожника Габриэла Викболда, остальные же «открытия» оказались, мягко говоря, разочаровывающими.
И тут вдруг, за поворотом, в проеме очередного выставочного зала я увидела яркую, красочную картину, на которой будь-то застыл кадр из солнечного фильма Леонида Гайдая: теплый летний день, старые трамваи и парочка подружек — ласковое обаяние давно ушедшей советской эпохи, известное моему поколению разве что по фильмам. Тем интереснее было обнаружить нечто подобное в музее современного искусства.
Как оказалось, это была выставка «Конечная остановка» художника Александра Грекова. В своем творчестве он постоянно обращается к наследию советской эпохи, стараясь показать ее через призму тех или иных аспектов человеческой жизни, явлений социума или, как в данном случае, через сопоставление осколков великой империи с реалиями современной жизни.
На первый взгляд кажется, что его картины солнечные и радостные, - недаром я вспомнила фильмы Гайдая, - они похожи на детские воспоминая. И это не случайно, ведь сам художник родом из Молдавии, которая на излете жизни СССР была своеобразным раем, особенно в детском восприятии (художник родился в 1982 году). Вот только это — всего лишь первое впечатление, иллюзия, которая очень быстро сменяется какой-то щемящей тоской, тихой грустью...
Почему? Вглядитесь в сюжеты его картин: всего две из них действительно изображают радостные эпизоды «Выходной» и «Улица Коммунистическая». На остальных картинах мы видим заброшенные долгострои монументальных сооружений, ржавеющие остовы некогда мощной техники, которые все больше и больше врастают в окружающий пейзаж — последние осколки некогда могучей державы.
Странно видеть эти, казалось бы, обычные вещи на картинах художника — каждый из нас так или иначе встречал подобные сюжеты на просторах необъятной родины, но вряд ли вычленял их из общего фона. А здесь же именно на них направлен весь фокус внимания.
Художник будь-то бы стыдит нас — людей за то, что мы сделали: как можно было превратить столь сильную страну в развалины? Зачем нужно было вкладывать средства и силы стольких народов в то, что так быстро превратилось в мусор? И наконец: почему мы не смогли извлечь пользу из этого, почему все, созданное непосильным трудом стольких поколений, живших только надеждой на светлое и лучшее будущее, мы теперь превратили в прах?
Ярче всего этот последний вопрос, наверное, иллюстрируют две картины: «Ослы» и «Бараны». На каждой из них вроде бы понятный сюжет. На одной — телега, запряженная парой ослов, но вряд ли название картины относится к ним, скорее всего к тем, кто начал строить огромный комбинат или что-то подобное, чьи остовы виднеются на заднем плане тележки, и бросил, так и не сумев придать смысла столь масштабному начинанию.
На второй опять же стадо баранов, которое бестолково мнется возле ржавеющих остатков какого-то трактора, подобно тому, как это ежедневно делают толпы людей, не просто игнорируя, но даже отрицая наследие, пусть и столь спорного этапа, в истории своей родной страны.
А картина с лаконичным название (вообще у Грекова все названия очень лаконичные) «Победа»? Что это, если не грустный сарказм художника? Ведь именно этот ржавеющий автомобиль был когда-то одним из самых светлых и ярких символов, само название которого должно было внушать гордость за собственную страну, за подвиги и достижения собственного народа. А теперь он одиноко доживает свой век, забытый и брошенный всеми.
Показывая все это, художник как бы спрашивает: а что теперь? Да, нам кажется, что с высоты своих бестолковых двухтысячных, достигшие изобилия и невероятного технического прогресса, мы можем легко и просто отрицать наше прошлое, забыть советскую эпоху как нечто постыдное, как историческую ошибку. Но кто мы будем после этого? И разве мы вправе считать современное общество лучше и прогрессивнее, если даже не можем извлечь уроков из своего наследия?
Мы считаем себя более разумной цивилизацией, построенной на осколках бестолковой военной империи, но так ли уж была бестолкова эта самая империя? Разве не было в ней больше человечности и доброты, во всяком случае на бытовом уровне чисто человеческого общения? Разве не была она по-своему красивой? Ведь сколько романтики и наивного, почти детского обаяния в творческом наследии этой эпохи...
А теперь все, что осталось нам, все, что увидят последующие поколения — осколки огромных, монументальных зданий, ржавые остовы военной техники, мощные самолеты, похожие на искалеченных птиц, обреченных влачить жалкое существование на земле — памятники давно ушедшей эпохи...памятники человеческой гордости и тщеславию и миллионам загубленных человеческих жизней, которые были принесены им в жертву.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Предыдущие эпизоды: