Найти в Дзене
В Движении

Что стало с мотоциклом Ява в 2025 году: сколько стоит, какие модели появились и где производится

Оглавление

Приветствую, друзья! Чешская марка Jawa в этом году празднует своё 96-летие. Для советского человека эти мотоциклы были больше чем просто транспортом. Советский Союз десятилетиями оставался крупнейшим импортером продукции чешского завода, формируя основу его коммерческого успеха.

Крушение социалистической системы в начале девяностых поставило предприятие на грань выживания. Потеря гарантированного советского рынка означала катастрофическое падение продаж. Однако руководству компании удалось сохранить производство.

Сегодняшняя линейка Jawa даже шире, чем в 70-х или 80-х годах. Да, раньше под брендом Jawa делали отличные мотоциклы, но что насчёт современных моделей? Давайте разберёмся, что они из себя представляют.

Jawa 300 CL

Начнём с модели, которая прямо дышит историей. Дизайн Jawa 300 CL вдохновлён мотоциклами Jawa 250 тип 353 и Jawa 350 тип 354, выпускавшимися серийно с начала 50-х до первой половины 70-х. Характерные конструктивные особенности модели это всячески подтверждают - перед нами настоящая машина времени на двух колёсах.

Но не думайте, что под классической внешностью скрывается допотопная начинка. Jawa 300 CL соответствует нормам выбросов Евро-5 и имеет систему помощи при торможении ABS, правда только на переднем колесе - сзади по старинке барабан. В мотоцикле установлена современная силовая установка с трансмиссией DOHC и 6-ступенчатой механической коробкой передач.

-2

4-тактный двигатель выдаёт скромные 23 лошадки. Мотоцикл отлично управляется на скорости около 80 км/ч, а разогнаться может до 125 км/ч. Скорость не самая высокая, но будем честны - эта модель больше располагает к расслабленному стилю езды. Учитывая её ретро-стиль, вряд ли владелец будет выжимать из этого мотоцикла максимум скоростных возможностей. Это как покупать "Победу" ГАЗ-М20 и жаловаться на динамику - просто не в этом суть.

-3

Любопытный факт: собирается Jawa 300 CL не только на заводе в Чехии, но и по лицензии в Индии на мощностях концерна Mahindra and Mahindra местной компанией Classic Legends Pvt Ltd. Индусам доверили производство не просто так - на этом рынке мотоциклы Jawa традиционно пользуются огромным спросом. Большинство мотоциклов чешской марки на сегодняшний день продаётся именно там. За такой мотоцикл вне рынка Индии просят около 6000 евро.

Jawa 350 OHC

Единственная модель в линейке с дисковыми тормозами на обоих колесах. Одноцилиндровый двигатель объемом 397 куб. развивает 27 л.с. и работает с 5-ступенчатой КПП. Соответствие нормам Евро-5 дополняется полноценной системой ABS и электростартером.

-4

Конструкторы специально занизили посадку для улучшения управляемости и комфорта невысоких райдеров. Расход составляет немногим более 3 л на сотню. Модернизация коснулась задней вилки, масляного радиатора и передней фары со светодиодными элементами. Дизайн отсылает к модели Jawa 350 тип 634 - 70-80 годов, а форма выхлопной трубы позаимствована у серии Jawa 500 OHC.

-5

Версия Sport отличается исключительно визуально — каплеобразный бензобак придает мотоциклу более динамичный вид. Базовая модель оценивается в 6000 евро, версия Sport требует доплаты в 500 евро. Так же существует версия Special.

Jawa 350 2T

-6

Три варианта исполнения позволяют выбрать оптимальный стиль. Модель Style получила современный обтекатель и прямоугольную фару. Military версия лишена обтекателя, оснащена круглой фарой и окрашена в военный зеленый цвет. Вариант Retro представляет собой точную реплику модели 70-80 г.

-7
-8

Двухтактный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения выдает 26 л.с. 4-ступенчатая механика обеспечивает максималку в 120 км/час. Спереди установлены дисковые тормоза, сзади сохранены барабанные. Цена Style версии составляет 5500 евро, ретро-вариант оценивается в 6100 евро.

Jawa RVM 500

Совместная разработка с аргентинской компанией RVM представляет нетипичный для марки мотоцикл. Производство локализовано в Аргентине, что изначально ограничивало рынок сбыта. После решения вопросов сертификации и логистики модель появилась в Европе.

-9

Двигатель объемом 470 куб. развивает 44 л.с. 6-ступенчатая коробка обеспечивает плавное переключение. Электроника ограничивает максимальную скорость на уровне 150 км/ч.

-10

Версия Adventure ориентирована на туристические поездки с повышенным комфортом. Scrambler отличается модифицированной выхлопной системой со стильным глушителем. Впервые в истории марки применено одностороннее консольное крепление заднего колеса. Цены стартуют от 7000 евро.

-11

Jawa 350 CL Perak

Производимый в Индии круизер экспортируется на европейские рынки. Дизайн воссоздает облик одноименной чехословацкой модели послевоенного периода. Некоторые эксперты проводят параллели с классическими Harley-Davidson, хотя историческая преемственность очевидна.

-12
-13

4-тактный одноцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением и механизмом DOHC имеет объем 334 куб. и мощность 31 л.с. Приоритет отдан тяговым характеристикам, а не максимальной скорости — грамотное решение для круизера. 6-ступенчатая коробка передач дополнена системой ABS и дисковыми тормозами на обоих колесах. Примерная стоимость 7500 евро.

Jawa 42

Это самый дешёвый мотоцикл из всех представленных - и он тоже собирается в Индии согласно лицензионному соглашению. Продаётся, насколько известно, только в этой стране. Цена в Индии чуть больше 2000 долларов - это такой бюджетный вариант, рассчитанный на небогатую индийскую молодёжь.

Так как это мотоцикл для молодёжи, он предлагает большой выбор вариантов окраски, в том числе двухцветные варианты. Внешне он весьма схож с моделью Jawa 300 CL, о которой шла речь в начале, но "сорок второй" проще в оформлении и цветов предлагают больше.

-14

Оснащается мотоцикл индийским одноцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением объёмом 293 куб.см. Двигатель выдаёт 27 л.с. и 28 Нм крутящего момента. Используется 6-ступенчатая коробка передач, телескопические вилки спереди и газовые двойные амортизаторы сзади. За свои деньги - вполне достойный вариант для начинающих.

Сразу отмечу, что Jawa выпускает в основном хорошо зарекомендовавшие себя классические мотоциклы, но в обновлённом виде. Это действительно явление - модели с узнаваемым дизайном всё так же производятся, как и производились много лет тому назад. Но есть и новые модели вроде аргентинской RVM 500.

Чешский производитель нашёл свою нишу - ностальгирующие по прошлому райдеры готовы платить от 5500 до 7000 евро за возможность прикоснуться к легенде. При этом большая часть производства переехала в Индию, где эти мотоциклы пользуются огромным спросом.

Парадокс в том, что марка, которая когда-то была весьма доступной в СССР, теперь стала премиальным продуктом для европейского рынка. Но если душа просит классики с современной начинкой - почему бы и нет? В конце концов, за мечту всегда приходится платить.