Найти в Дзене

Для чего нужен куратор в АВА терапии?

Материал нашего специалиста, Натальи Топурия

Для того, чтоб ответить на этот вопрос, давайте начнем с самого начала: что такое АВА терапия и как она работает.

АВА (прикладной анализ поведения) - это вмешательство, которое научно доказало свою эффективность в работе с детьми в спектре и которое разработано на основе науки об обучении и поведении.

АВА терапия использует знания о закономерностях поведения и мышления, применяет их в реальной жизни и помогает человеку выбирать наиболее эффективные способы реагирования и поведения.

По сути, в этом и заключается цель любой программы ABA терапии — развить навыки, которые помогут ребенку стать более независимым и успешным, как в настоящей жизни, так и в будущем.

Для того, чтоб получить ожидаемый результат от вмешательства, необходимо:

  • установить индивидуальные цели терапии (какие именно навыки необходимо развивать, какое именно поведение надо менять),
  • разработать стратегию достижения этих целей (индивидуальную программу терапии),
  • отслеживать эффективность программы и актуальность целей, корректируя их по мере необходимости.

Именно эти задачи и стоят перед квалифицированным специалистом - куратором АВА программ.

Специалист, который непосредственно работает с ребенком (их называют: АВА-инструктор, АВА-терапист), сфокусирован на другом: он реализует программу, фиксирует данные, отслеживает динамику. Он как учитель в школе, который работает с программой, разработанной методистами. Может ли учитель научить ребенка чему-то без программы? Вероятно, да. Но будет ли это именно то, что нужно и будут ли знания и навыки освоены наиболее эффективным образом? Маловероятно. Ведь каждый специалист работает и дает наилучшие результаты в рамках своих компетенций.

АВА-центр "Моя Планета"
АВА-центр "Моя Планета"

Хор голосов (скудеющий, надо признать) твердящих, что АВА- не работает с их ребенком, что это дрессировка, что она не нужна для высокофункциональных аутичных детей, продолжает звучать именно из-за того, что некоторые специалисты берутся за решение задач, которые находятся за пределами их компетенций или они идут на поводу родителей, которые не хотят (или не могут себе позволить) оплачивать услуги куратора.

Но это примерно, как купить велосипед без руля. Колеса же есть, значит он сможет ехать. И, казалось бы, что еще надо? Итак уйму денег приходится платить за них, зачем еще какая то кривая железка, называемая рулем, по земле то все равно едут колеса? На этом примере легко увидеть абсурдность подобной логики.

Реализуя программу, которую разработал специалист, не имеющий достаточной квалификации, без оценки уровня навыков ребенка, без контроля корректности использования инструментов, без измерения прогресса, без анализа и коррекции возникающих трудностей, без персонифицированных рекомендаций всей команде специалистов, включая семью, родители не экономят свои финансовые ресурсы (которые и так в дефиците), а наоборот теряют.

Купить велосипед без руля - это не сэкономить деньги, а выбросить их на ветер, потому что без руля он бесполезен, ведь не может решить поставленную задачу - везти вас туда, куда вам нужно.

#aba #abaтерапия #abaкурс #abaобучение #терапиядляаутистов #детскийаутизм