Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Неизвестная экспедиция на Луну 1935 года

Оглавление

А я продолжаю рассказывать о ранней космической фантастике. На очереди очень интересный советский фильм 1935 года "Космический рейс"

Афиша фильма
Афиша фильма

По советам Циолковского

К середине 30-х наш кинематограф уже обогатился такими лентами как "Путевка в жизнь", "Юность Максима", "Чапаев", "Веселые ребята". Все они, как известно, звуковые. А вот "Космический рейс" немой. Непонятно, в чем тут причина. Может, в консервативности создателей, может, в экономии на аппаратуре. Да и не важно это в общем. Фильм прекрасен и без звука. Тем более, что на Ютубе он встречается с прямо-таки крышесносным психоделическим эмбиент-саундтреком.
В "Космическом рейсе" прослеживается явное влияние "Полета на Луну" Жоржа Мельеса 1902 г. и
"Женщины на Луне" Фрица Ланга, о которой я уже как-то писал. Но в отличие от первого и от второго, в нашем кино все серьезно, без очевидных наивных ляпов. Да и откуда было взяться этим ляпам, если консультантом ленты был сам Циолковский?!

Институт межпланетных сообщений и стартовая площадка в духе Ж. Мельеса
Институт межпланетных сообщений и стартовая площадка в духе Ж. Мельеса

Будущее 30-х годов

Несмотря на то, что это немой фильм, снятый в эпоху звука, сделан он дорого и богато. Если сравнивать с уже упоминавшейся "Женщиной на Луне" она проиграет не только по реалистичности (фильмы разделяют всего 6 лет, а советский режиссер, в отличие от немецкого, знает, что атмосферы на Луне нет), но и по визуальному ряду. Визуал "Космического рейса" великолепен. Он близок к вышедшему в том же 1935 году "Новому Гулливеру" А. Птушко и, пожалуй, чем-то к "Метрополису" Ланга. Сцены на Луне, Москва будущего, гигантский ракетный ангар со строительными лесами, множеством транспорта и пр., - все это сделано в технике stop-motion анимации. Настолько искусной, что её выдают только характерные резковатые движения.
Стартовая площадка ракеты, которая, как нетрудно догадаться, называется "Иосиф Сталин", один в один содрана с "Путешествия на Луну" Мельеса: такая же ажурная, поднимающаяся вверх эстакада.

Седых и Марина
Седых и Марина

О чем фильм?

Действие происходит в недалёком будущем (в 1946 г.). В институте межпланетных сообщений работает академик Седых с колоритной бородой. Готовится полет на Луну и Седых очень хочет лететь, но ему не дают. Говорят, стар. Но академик оказывается супер стар. Он похищает ракету "Иосиф Сталин". Вместе с братом одного из сотрудников мальчиком Андрюшей и своей очаровательной ассистенткой Мариной он летит на Луну самовольно и благополучно возвращается.
В фильме очень много забавных сценок. Например, когда жена академика приезжает в институт, чтобы вручить мужу валенки:
- На Луне, говорят, мороз минус двести градусов: как же без валенок-то?
Интересных технических деталей тоже много. Перегрузки экипаж ракеты переживает в ваннах со специальной жидкостью. Ещё путешественники очень красиво летают в условиях невесомости. Только однажды я заметил мелькнувший в кадре тросик. Не менее красиво они скачут по лунным горам. И сами горы и их прыжки выглядят эпично. Понятно, что это макеты, но всё-таки. Фильм великолепный. И главное, напоминаю: он снят 1935 году. В Голливуде космическую фантастику начнут снимать только в 40-е - 50-е.

Андрюша так же самовольно проникает в ракету, как и мальчик в "Женщине на Луне" Фрица Ланга
Андрюша так же самовольно проникает в ракету, как и мальчик в "Женщине на Луне" Фрица Ланга

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус