22-летняя Махса Амини, курдянка из города Саккез провинции Куристан, приехала с семьей в Тегеран в гости к родственникам. С братом вышла погулять по городу. Было около 6 часов вечера 13 сентября.
Но их остановила полиция нравов. Когда полицейские сделали замечание, что девушка не так надела на голову хиджаб, её брат Киареш Амини возмутился. Стражи порядка сказали, что его сестру доставят в ближайший участок, побеседуют и примерно через час отпустят.
Парень не дождался сестры. Ему сказали, что девушке стало плохо, и её везут в больницу.
Амини привезли на «скорой помощи» в тегеранский госпиталь Касра. По объяснению полицейских, девушка во время воспитательной беседы о правильном ношении хиджаба потеряла сознание и упала. Тут же вызвали «скорую». Видеозаписи имеются. Но западные издания считают, что видеозаписи, возможно, смонтированы как надо.
Амини впала в коматозное состояние и, не приходя в сознание, 17 сентября скончалась. Западные СМИ пишут, что это результат избиения. А полиция утверждает, что физическую силу не применяли.
Курдянка, оказавшаяся жертвой полицейского произвола в Иране, стала, по-видимому, последней каплей для иранцев. В протестных выступлениях участвуют в основном женщины, студенты и курды. Женщины требуют свободу женщинам, курды – курдам, студенты – всем. Протестующие скандируют против обязательности хиджаба, обвиняют президента Раиси в диктаторстве. Женщины сжигают хиджабы, обрезают волосы.
Издание «Аль-Арабия» сообщает, что количество жертв из числа мирного населения за шесть протестных дней достигло 31. Издание ссылается на местных правозащитников.
Иран когда-то был обычной светской страной. Но в результате революции в 1979 году установилась религиозная власть. Законы шариата очень строги. «Полиция нравов» патрулирует по улицам и хватает тех, кто неприлично, по меркам ислама, одет.
Но глобализм наступает повсеместно, чему способствует интернет. По всему миру молодёжь и всё подрастающее поколение формирует свои взгляды и позиции под влиянием мировых трендов. И никакая религия уже не в силах насильно удерживать общество в каких-то узких разрешённых рамках.
Но есть другая сторона медали. Запад так и старается поймать Иран на крючок и расшатать там ситуацию. В этом деле Запад, конечно, мастер.
Эти два фактора срослись именно сейчас. Недовольство растёт изо дня в день. Протесты превращаются уже в широкое восстание масс. Сдерживать их бросили все силы иранской полиции.
Ситуация в Иране осложняется слухами о состоянии здоровья верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Ему 83 года, видимо, состояние его неважное. Лет семь назад стало известно, что у него рак. Недавно он перенёс операцию.
Уже во всю обсуждают кандидатуры на пост верховного лидера. Одним из них называют нынешнего президента Ибрагима Раиси, вторая кандидатура – сын Али Хаменеи – Моджтаба Хаменеи.
К тому же ничего обнадёживающего нет и по переговорам о ядерной сделке. А народ надеялся, что положительное решение избавит страну от санкций. Но санкции продолжают ужесточаться, надежда на светлую перспективу стремительно тает.