Назвать гобелен из Байе просто текстильным изделием не поворачивается язык. Впрочем, никто его так и не называет. Это — достояние не только Франции, но и всей мировой культуры, уникальное произведение прикладного искусства, представляющее собой длинное льняное полотно с аппликациями и вышивкой, которые повествуют о важном историческом событии. Это событие связано с нормандским завоеванием Англии и битвой при Гастингсе, где норманны победили англосаксов. Событие произошло в XI веке, тогда же был создан и гобелен.
Считается, что инициатором его создания выступила жена Вильгельма Завоевателя Матильда. Поэтому полотно называют еще гобеленом Матильды.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Средневековые дамы имели немного возможностей разнообразить свой досуг, одной из них было вышивание. Так вот, гобелен является коллективной работой придворных дам Матильды, и не исключено, что и она сама принимала участие в его создании. Хотя, это могли быть профессиональные вышивальщицы, а не придворные дамы. В любом случае размеры изделия исключают вероятность того, что его могла сделать одна женщина. Весь гобелен выткан в едином стиле, но, если его рассматривать внимательно, то заметно, что есть менее и более выразительные части.
Очевидно, что дамы работали по единому эскизу. Кто его создал (то есть, кто художник) — неизвестно. Но он сотворил, конечно, нечто грандиозное. Есть версия, что авторов было несколько, и это были монахи из монастыря св. Августина в Кентербери. Вполне допускаю.
О существовании гобелена стало широко известно в XVII веке. Он хранился в соборе в Байе и выставлялся на всеобщее обозрение только один день в году. Знатоки искусства сразу оценили работу как высший класс. Кроме чисто исторического интереса гобелен представлял собой и большую эстетическую и культурную ценность.
Не все это понимали. Во времена французской революции хотели всерьез сделать из произведения покрытие для повозок с военной амуницией, но один адвокат сумел спасти шедевр. Потом Наполеон таскал гобелен в Париж в пропагандистских целях, правда, потом вернул в Байе. В ХХ веке злоключения гобелена продолжались. Его захватили немцы, но, к счастью, держали в Лувре. Сейчас произведение хранится в музее в Байе.
Гобелен был еще длиннее, чем он есть сейчас. Вышивка заканчивается историей смерти Гарольда, но логично предположить, что дальше шли сюжеты, связанные с событиями после битвы при Гастингсе, а финалом должна была быть сцена коронации Вильгельма I Завоевателя.
#история #культура #искусство #артефакты
Читайте еще на моем канале:
Трудно поверить, что эти вещи созданы в XIX веке: удивительный дизайнер Кристофер Дрессер
В чем будущая королева Елизавета II выходила замуж за своего принца Филиппа