Найти тему
Осталось в проекте

Храм Христа Спасителя мог быть в три раза больше

Храм Христа Спасителя в Москве был построен в 1860 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В 1931 году его разрушили и восстановили в 90-е годы. Но история этого храма гораздо более драматична. Первоначально его должны были построить в другом месте и совсем по другому проекту.

Конкурс на проект храма проходил сразу после войны, в 1813 году. В нём участвовали именитые архитекторы. И многие представленные проекты, как мне кажется, были гораздо более изящные, чем здание, которое сейчас возвышается над Москвой-рекой.

Вот например проект архитектора Воронихина сочетал в себе традиции русских и западноевропейских храмов. Ребристый купол, как у храма св. Петра в Риме, но заканчивается типично русской луковичной маковкой.

Проект храма Христа Спасителя архитектора Воронихина
Проект храма Христа Спасителя архитектора Воронихина

Александр I выбрал другой проект. Его автором был Карл Витберг — молодой художник без архитектурного опыта. Этот проект был самым грандиозным — здание храма раза в три больше того, что сейчас стоит в Москве, больше храма св. Павла в Риме.

"Вы заставили говорить камни..."

Символичным было место, где Витберг предлагал построить храм — на Воробьёвых горах. Тогда это было за городом, вдоль дорог по которым Наполеон вошёл в Москву и отходил из города.

Проект храма Христа Спасителя архитектора Витберга
Проект храма Христа Спасителя архитектора Витберга

Витберг задумал храм в трех уровнях. Три уровня — три момента из жизни Христа — Рождество, Преображение, Воскресение.

Храм Рождества должен был располагаться под землёй, в склоне горы, как пещера, где родился Иисус. По форме это параллелепипед. На поверхности — храм Преображения, крестообразный в плане, со множеством статуй внутри и над ним — круглый храм Воскресения.

-3

От подножия горы до креста на куполе — 237 метров, высота надземной части — 170 метров, выше собора св. Павла в Риме (142 метра), выше колокольни Ивана Великого (80 метров или 122 метра над уровнем реки).

От Москвы-реки к храму идёт лестница шириной 106 метров, Перед храмом две триумфальные колонны высотой всё те же 106 метров. Их должны были отлить из пушек, ставших трофеями во время войны.

Но Александра I подкупили не размеры храма, а идея, которую заложил архитектор в свое сооружение:

Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни.

Так Витберг неожиданно попал в унисон с императором. Для Витберга это было больше, чем просто проект здания. Он жил этой идеей, наполнил её смыслом.

Витбергу было 26 лет, когда он предложил проект храма, который понравился Александру I
Витбергу было 26 лет, когда он предложил проект храма, который понравился Александру I

Карл Витберг родился в семье шведа. Был масоном. После того, как начал работать над проектом храма, принял православие и взял себе имя Александр. Что за этим стояло: желание угодить императору или искренняя вера?

Камень в основание храма заложили в октябре 1817 года, через пять лет после того как французы покинули Москву. Церемония была пышно обставлена — крестный ход, колокольные звоны. Всё на глазах 50 тысяч войска и 400 тысяч подданных.

Камень заложили, но три года проект храма еще дорабатывали. Стройкой руководить поручили самому Витбергу. В 1821 году начали рыть фундамент. Камни для строительства нужно было возить с верховьев Волги и с этим возникли трудности. Витберг не очень справлялся с ролью прораба и строительство Александр поручил Аракчееву. Но неожиданно император скончался. Витберг остался без покровительства.

Николай I, вступивший на престол, был глубоко верующим человеком. Но его вера была простой, без налёта мистицизма. Символизм и прочие множественные смысла храма он не оценил. Но в память брата, его дело — построить храм — считал своим долгом.

Новый император поручил разобраться с проектом храма на Воробьёвых горах. И тут появляются всякие эксперты, которые говорят, что дескать строить такую махину на Воробьевых горах опасно. Сначала отказались от подземного храма, потом решили, что опасно строить и на вершине, непонятно как поведут себя грунты. Стройку закрыли.

Витберга же обвинили в растрате казённых денег, осудили и отправили в ссылку. Николай поручил составить новый проект архитектору Тону, практически без всякого конкурса. Тон и предложил тот вариант, копия которого сейчас стоит в Москве.

Канал "Осталось в проекте" — о задуманных, но не реализованных идеях и проектах. Подписывайтесь!