В студенческие годы прочитала повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной», которая произвела на меня довольно сложное впечатление. Перечитала недавно, спустя почти сорок лет. И появилось огромное желание поближе познакомиться с домом и историей его жильцов. А ведь можно это было сделать и тогда, в восьмидесятые, так как музей был создан еще в 1989 году по инициативе и с помощью жильцов дома.
Подхожу к огромному серому зданию. Почему выбран такой безрадостный, я бы даже сказала гнетущий, цвет?
Этому есть объяснение. Сначала планировалось сделать фасад розовым. Но рядом находилась ГЭС…
Как писал Осип Мандельштам:
«Река Москва в четырёхтрубном дыме,
И перед нами весь раскрытый город:
Купальщики-заводы и сады
Замоскворецкие...»
Строительство дома началось в 1927 году. Было выбрано место на правом берегу Москвы-реки. Для этого пришлось снести старинные памятники Замоскворечья, что оказалось недобрым знаком.
В 1933 году заселились жильцы.
Это дом нового типа, в котором было пятьсот пять квартир и абсолютно всё для удобства жильцов: спортзал, теннисный корт, парикмахерская, сберкасса, магазины, клуб, детский сад, кинотеатр.
В квартирах был проведен газ, горячая вода, электричество и многое другое.
Тем, кто не был вхож в дом, его жильцы казались небожителями. Это отношение к ним очень точно передал Юрий Трифонов в своей повести: «Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу, в мелкоте…»
Многим хотелось хоть одним глазком взглянуть, как живут люди в «большом доме».
Многие, как и герой повести Юрия Трифонова, жгуче завидовали им.
Хотя по нынешним временам элита жила довольно аскетично. Ничего своего у людей и не было. Въезжали на все готовое, включая посуду. Выезжая – все сдавали.
Интересен портрет Сталина, написанный революционером Пантелеймоном Лепешинским в тридцатые годы. Сталин на нем выглядит очень по-домашнему. С такой доброй улыбкой мы не увидим его больше ни на одном портрете или фотографии.
Я долго на могла оторвать взгляда от картины «Счастливая семья».
Сегодня она счастливая... А завтра подъезжает воронок, и все рушится: счастье, привычная жизнь, семья.
Из двух с половиной тысяч жильцов дома восемьсот были репрессированы. Каждый третий.
Вещи рассказывают об обитателях дома. Хочется спрашивать и спрашивать.
Дом на набережной сейчас живет обычной жизнью. Как и везде, квартиры в нем продаются, сдаются, покупаются. Но дом остается символом эпохи.
Очень рекомендую посетить музей: Россия, Москва, улица Серафимовича, 2
Если статья понравилась, подписывайтесь на канал "Просто про жизнь", ставьте лайк и оставляйте комментарии.
#домнанабережной