Яркая и трагичная судьба английской писательницы XIX века Мэри Шелли, написавшей знаменитый роман "Франкенштейн".
* Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
Жизнь втроем
С этого дня парочка стала неразлучной. Но в их компании неизменно присутствовал третий человек -- сводная сестра Мэри. Клер Клэрмонт уступала сестре в интеллекте, но была красивее и к тому же обожала Шелли. Исповедующий принципы свободной любви Шелли одаривал своим вниманием и ее. Через несколько месяцев после знакомства Мэри и Перси они решились на безумный шаг -- захватив Клер, сбежали во Францию.
Новость о бегстве дочерей сразила Уильяма Годвина -- их репутация в глазах общества, сколь угодно прогрессивного, была безнадежно погублена. Он тоже был выставлен не в лучшем свете -- брошенная Гарриет пустила слух, что запутавшийся в долгах Годвин продал своих дочерей Перси Шелли за полторы тысячи фунтов.
Путешествие по Европе было романтичным, но закончилось очень быстро. Перси планировал поселиться в каком-нибудь уютном уголке в швейцарских горах. Но, витая в небесах, он не подумал о том, что для этого нужны солидные деньги. У парижских знакомых он раздобыл 60 фунтов и сообщил обескураженным спутницам, что этого им хватит только на короткое путешествие по Швейцарии и Германии и возвращение домой. Из экономии Францию было решено пересечь пешком. Ближе к границе они обзавелись осликом для перевозки вещей, на которого вскоре взгромоздился подвернувший ногу Перси.
Из путешествия по Швейцарии и Германии Мэри больше всего впечатлил замок Франкенштейна на Рейне. Местные жители охотно рассказывали о его бывшем владельце Конраде Диппеле. Алхимик и врач Диппель поставил себе цель -- найти эликсир жизни, и о его анатомических экспериментах ходили мрачные легенды. Поговаривали, что он мог вернуть мертвеца к жизни, вколов ему инъекцию из крови и тканей трупов людей и животных. Этот таинственный человек стал прообразом героя романа Мэри Шелли, который она напишет через несколько лет.
Вернувшись в Лондон, они опять поселились втроем. О возвращении в родительский дом не было и речи -- отец был категорически против возобновления отношений. Кроме того, Мэри была беременна. Ей приходилось ютиться в жалких меблированных комнатах, куда Перси заглядывал лишь изредка -- за ним охотились кредиторы и он был вынужден скрываться. В феврале 1815 года у нее родилась дочь, которая прожила всего несколько дней.
Стремясь приглушить горечь утраты, Мэри занялась самообразованием. Список книг, прочитанных ею в эти годы, сравним с программой университетского курса. 18-летняя девушка энергично изучала многотомные труды по истории древнего и нового мира, философские трактаты, читала сочинения античных классиков и современных поэтов, изучала языки. Перси охотно помогал своей образованной подруге.
"Прощай, любимая, тысяча сладчайших поцелуев живет в моей памяти. Если ты расположена заняться латынью, почитай "Парадоксы" Цицерона", -- типичный образчик любовной записки Шелли тех времен.
Он обожал Мэри, посвящал ей стихи, считал ее соратницей в их общем жизненном подвиге ("Есть радость не склоняться пред судьбой, ту радость мы изведали с тобой"). Но, будучи предельно непрактичным человеком, был не в состоянии обеспечить ей нормальную жизнь.
В январе 1816 года у Мэри родился сын Уильям, названный в честь деда. Рождение внука не подвигло Годвина пойти на примирение. Родители Перси по-прежнему и слышать не хотели о беспутном сыне. Исключенная из общества, лишенная отцовской опеки, не особо надеясь на прочное будущее с ветреным и беспечным Перси, Мэри начала искать отдохновения в творчестве.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Как хрупкая Стелла одолела знаменитого колдуна Тарасова
Ирина Владимирова (с) "Лилит"