Чудовищ рождает не только сон разума. Они рождаются также из детских страхов, обманутых ожиданий, горького чувства отверженности. Подтверждение этому -- яркая и трагичная судьба английской писательницы Мэри Шелли, написавшей знаменитый роман "Франкенштейн".
Исполненный мрачной и сильной энергетики роман был написан, когда автору было всего 19 лет. Подобно герою романа -- гениальному ученому, создавшему монстра, который был несчастен и отомстил своему создателю, -- Мэри Шелли пережила множество утрат. Трое ее детей умерли в младенчестве, а муж -- знаменитый поэт Перси Биши Шелли -- трагически погиб в расцвете сил. Однако же чудовище, созданное фантазией Мэри Шелли, получило долгую жизнь и продолжает пугать и очаровывать мир до сих пор.
Отец анархизма и мать феминизма
Родители Мэри Шелли были властителями дум своего времени -- бурных последних десятилетий XVIII века, периода политических потрясений и научных открытий. Идеалы механистичного, консервативного классицизма уходили в прошлое -- на смену шел раскованный и энергичный романтизм. Новые романтики -- художники, литераторы, мыслители -- ставили выше всего свободу самовыражения, эмоциональность, вдохновение. Сдержанность и смирение были отвергнуты.
Обретение независимости США, французская революция 1789 года вдохновляли философов на поиски новых, более гармоничных моделей общественного устройства. На светских раутах активно обсуждали последние достижения химии, физики и анатомии, опыты с электричеством. Поэты и писатели увлеклись изучением народных сказаний, мифов, баллад, их особенно привлекало все возвышенное, загадочное, мрачно-таинственное.
Дух эпохи лучше всего передал английский художник Джозеф Райт -- на его полотне симпатичное семейство с интересом наблюдает за гибелью птички, заключенной в стеклянный сосуд, из которого с помощью насоса выкачан воздух.
На этом фоне настоящим событием стала книга английского философа Уильяма Годвина "Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье", ставшую учебником жизни для многих поколений либералов и анархистов. Мыслитель был небогат, но слава помогла ему обрести много могущественных покровителей. Он был кумиром дам-интеллектуалок, но оставался холостяком до 40 лет, пока не встретил блистательную Мэри Вулстонкрафт, английскую писательницу, которую феминистки считают зачинательницей своего движения.
Мэри проповедовала принципы свободной любви и к моменту встречи с Годвином у нее уже была внебрачная дочь Фанни. Несмотря на нежные и сильные чувства, возникшие между анархистом и феминисткой, 38-летняя Мэри упорно не соглашалась выходить за него замуж. Но когда выяснилось, что Мэри беременна, Уильям настоял на браке ради будущего их ребенка.
30 августа 1797 года на свет появилась очаровательная крепенькая девочка. Рождение ребенка стоило Мэри жизни -- у нее началась послеродовая горячка, и через неделю ее не стало.
Многие биографы Мэри Шелли склонны считать, что замысел ее знаменитого романа о чудовище, убивающем своего творца, возник еще в детстве. Можно только представить, какие страхи и болезненные фантазии терзали душу впечатлительной девочки, знавшей, что ее мать умерла, дав жизнь ей.
Среди живописных окрестностей тихого лондонского пригорода Сомерс, где поселился Годвин, ее любимым местом прогулок было кладбище, она учила первые буквы, рассматривая памятник на могиле матери.
Ее отцу управляться с двумя дочерьми было тяжеловато. В 1801 году по соседству поселилась молодая симпатичная дама с двумя детьми -- Мэри Джейн Клермонт, вскоре ставшая второй миссис Годвин. Друзья Уильяма не могли понять, как после великолепной Мэри Вулстонкрафт он мог взять в жены бестактную, мелочную мещаночку, обожавшую сплетни и враки.
Мэри сразу же возненавидела мачеху, та испытывала схожие чувства. Четверо общих детей получили домашнее образование, и Мэри Клермонт не могла не видеть, насколько падчерица превосходит ее дочь Клер. Уильям не выступал в защиту дочери, его больше заботили проблемы выживания. К тому времени семейство перебралось в Лондон -- он купил книжный магазин и поселил семью в верхних помещениях. Дела шли плохо, Уильяму приходилось регулярно закладывать имущество, и он постоянно был в долгах.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
"Я поставил отпечаток своей кровью на её лбу. Она – на моём». История любви через воплощения
Ирина Владимирова (с) "Лилит"