Однажды мажористые сынки Небесного императора чуть было не спалили Землю до тла. Урожай гиб на корню, люди от жары падали замертво, из горящих лесов и кипящих морей вылезали страшные чудовища. Только небесный стрелок Хоу И сумел остановить этот беспредел.
Это произошло в правление благочестивого императора Яо. Рассказывают, что в те времена в мире было десять солнц. Все они были сыновьями Небесного императора и вместе со своей матерью Си-хэ жили на ветвях огромного тутового дерева фусан, ведь были они вОронами (но не простыми, а трехногими).
Десять солнц и их матушка
Дерево фусан - волшебная шелковица - росло в Кипящей долине за Восточным морем. Десять солнц обожали омываться по вечерам в морских водах, поэтому море вокруг кипело и бурлило.
По заведенному порядку, лишь одно солнце поднималось днем на небо, остальные же братья ждали своей очереди на нижних ветвях дерева фусан. За соблюдением порядка следила сама богиня Си-хэ, мать десяти солнц. Когда ночь начинала рассеиваться, солнце этого дня выходило из вод и начинало перебираться с нижних ветвей дерева к его верхушке. В Поднебесной это время называлось "приближение утра". На верхушке дерева ждала Мать солнца, приготовив колесницу, запряженную драконами. Си-хэ сама вывозила своих сыновей на небосвод и до середины пути везла на своей колеснице, а затем останавливалась и наблюдала за тем, как ее сын-солнце самостоятельно завершает свой путь по небосводу. Этот час назывался «остановка колесницы». Для каждого времени суток существовали особые названия, указывающие место, которое проходило солнце. Под руководством Си-хэ солнце двигалось по одному и тому же пути, по заведенному порядку, день за днем, год за годом.
Кстати, Мать Солнца, каждый день сопровождающая своего сына на небе, была, например, и в удмуртском фольклоре
Жар десяти солнц
Но однажды солнцам наскучил заведенный порядок, и они вылетели на небо все вместе. Радостно резвясь и играя, они разлетелись по небосводу, и ни мать, ни отец - Небесный император - не могли призвать их к порядку.
И начался ужасный зной.
Небесная влага испарялась, не долетев до земли, почва высохла и растрескалась, растения гибли, а люди умирали от жары и голода. В довершение всех бед, из лесов и морей вылезали ужасные чудовища, гонимые голодом и лесными пожарами.
Люди пытались бороться с жарой и засухой привычными методами. Они призвали могущественную колдунью Нюй-чоу, чтобы она провела обряд вызывания дождя.
Нарядившись духом засухи, колдунья села в паланкин из веток и лиан, и люди, ударяя в колокола и гонги, понесли ее к холму, на котором должно было происходить моление о дожде. Высадив колдунья на циновку на вершине холма, люди спрятались от зноя в ближайших пещерах и остались наблюдать, чтобы шаманка не сбежала от палящих лучей, не закончив ритуала. Прошел час, другой. Колдунья, сидя на циновке, шептала молитвы вызова дождя, как вдруг вскинула руки, закрывая широкими рукавами голову и лицо. Люди стали перешептываться, ведь это не входило в ритуал вызова дождя. Но тут на их глазах знаменитая колдунья начала шататься, будто пьяная, и неожиданно упала на землю. Ее свело судорогой, и больше она не шевелилась. Ужасный зной убил и ее.
Увидев это, люди окончательно пришли в отчаяние.
В те времена император был настолько благочестив, что жил в простой хижине, питался рисом и отваром горьких трав, и, конечно, разделял все тяготы своего народа в тяжелые времена. Император Яо вознес молитву, которую, наконец, услышали на небесах.
Небесный император, не зная, как усмирить сыновей, призвал к себе небесного стрелка Хоу И и приказал ему как-нибудь со всем разобраться. Отдав такой, несколько расплывчатый, наказ, Небесный император вручил Хоу И новый красный лук и острые белые стрелы и отправил его с женой в долгосрочную командировку на землю.
Выстрел в Солнце
Хоу И был волшебным стрелком, с самого рождения более всего приспособленным к стрельбе из лука: его левая рука от рождения была длиннее правой. Попав на землю, Хоу И тут же разобрался с мажористыми сынками по-своему: натянул тетиву до отказа и пустил стрелу прямо в палящий огненный шар.
Огненный шар, в который попала стрела, лопнул и рассыпался золотыми перьями. Что-то сверкающее с треском упало на землю. А когда люди приблизились, то увидели огромного трехногого ворона, из груди которого торчала стрела. Это было мертвое солнце.
Еще девять раз Хоу И натягивал тетиву. Он бил без промаха, но в последний момент люди увидели, что Хоу И уже вошел в раж и вот-вот убьет последнее солнце, и тогда на смену жаре придет бесконечный холод. И когда Хои И готовился к последнему выстрелу, его толкнули под локоть и стрела пролетела мимо последнего солнца.
Но трехногий ворон-солнце настолько испугался безжалостного стрелка, что спрятался от него в глубокой пещере и не хотел выходить. Лишь петуху удалось выманить солнце своими криками. И тогда на небо вернулось одно-единственное солнце и снова воцарился порядок.
Однако нужно было что-то делать с теми чудовищами, которые вышли к людям во время засухи. Хоу И, не мешкая, отправился в путешествие по всей Поднебесной, избавляя ее от ужасных чудовищ.
Последним Хоу И убил огромного кабана, силой и свирепостью превосходившего быка. Хоу И разделал его тушу, сварил мясо и принес жертву Небесному императору. Тут-то и выяснилось, что император не очень-то доволен тем, как Хоу И трактовал его приказ. Император вовсе не имел в виду, что нужно убивать его сыновей. Он думал, что Хоу И справится с ними... ну как-нибудь так, не прибегая к насилию. Может, чуть-чуть погрозит луком для острастки. А увидев, как Хоу И обошелся с его сыновьями на самом деле, Небесный император изгнал Хоу И с небес вместе с его женой.
Хоу И и его семейная жизнь
Жена Хоу И, Чанъэ, была прекраснейшей из небесных фей. Узнав, что никогда больше ей не доведется вернуться в небесные чертоги, а придется вести тяжелую жизнь земной женщины, заниматься работами по дому, стариться и однажды умереть, она пришла в ужас и обрушила на мужа гору брани и упреков. Каждый день с ругани начинался и руганью же и заканчивался.
Устав от такой нездоровой атмосферы, Хоу И вновь отправился в странствие.
Рассказывают разное, но однажды во время своих странствий Хоу И влюбился в прекрасную речную нимфу. Она была замужем за речным божеством Хэ-бо, но несчастлива в браке: Хэ-бо каждый год брал новую невесту. Устав от его бесконечных измен, его жена влюбилась в небесного стрелка. Некоторое время любовники были счастливы вместе, но обманутый муж имел собственные взгляды на семейную верность (которые заключались в том, что он может изменять, а его жена - нет), и однажды в облике водяного дракона настиг влюбленных. Однако небесный стрелок разобрался с ним по-своему: натянул свой лук и пустил стрелу в речное божество. Этим выстрелом он выбил дракону глаз. Хэ-бо стал посмешищем на небесах, но его жена устыдилась своего поведения, вызвавшего такой скандал, и вернулась к мужу.
Хоу И ничего не оставалось, как тоже вернуться к жене.
Хоу И добывает элексир бессмертия
Скандалы в семье Хоу И продолжались. Больше всего его прекрасная жена боялась старости и смерти. По правде говоря, мысль о смерти внушала отвращение и самому Хоу И: как так, он, небесный стрелок, в конце концов окажется в преисподней с какими-то бесами?
Хоу И знал два способа решения проблем:
- Если есть конкретный виновник - выстрели в него.
- Если нет - отправляйся в путешествие.
Его слуги знали об этой особенности и уже держали наготове тревожный сундучок, на случай, если Хоу И опять решит отправиться в странствие.
Что ж, на этот раз Хоу И отправился на запад, за элексиром бессмертия.
Си-ван-му - Владычица Запада
Эликсир бессмертия был у Си-ван-му - Владычицы Запада. С течением времени образ Си-ван-му трансформировался в некую благообразную старушку, хозяйку волшебного сада, но в древние времена Си-ван-му была грозным божеством, ведавшим небесными карами, насылавшим эпидемии, болезни и стихийные бедствия. В ее руках была жизнь и смерть всех людей, кроме мудрецов, святых и даосов. У Си-ван-му были клыки тигра и хвост барса, а жила она в горной пещере и прислуживали ей три птицы: Большая, Маленькая и Синяя. Большая и Маленькая птицы приносили ей добычу, а Синяя птица выбрасывала из пещеры кости и всякий сор. Иногда Си-ван-му выходила из пещеры, разгоняя свистом диких зверей.
И вот в ее-то владения и отправился Хоу И за элексиром бессмертия.
На горе Си-ван-му росло дерево бессмертия, которое плодоносило раз в тысячу лет. Из его плодов готовился волшебный элексир.
Выслушав Хоу И, Си-ван-му почувствовала сострадание к герою, совершившему столько подвигов для народа. Она передала ему тыкву-горлянку с последней порцией элексира бессмертия. Если выпить весь элексир - то вознесешься на небо и станешь небожителем, а если выпить половину - то станешь бессмертным, но останешься жить на земле. Это была последняя порция элексира из прошлого урожая дерева бессмертия, а ждать новой порции пришлось бы еще долго.
Хоу И был очень доволен. Ему нравилась земная жизнь, только лишь смерть страшила его.
Чанъэ улетает на Луну
Прекрасная Чанъэ тяготилась земной жизнью и больше всего мечтала о том, чтобы вернуться на небо и никогда-никогда больше не заниматься готовкой, стиркой, мытьем посуды, уборкой и шитьем одежды. Все эти низменные занятия чрезвычайно унижали ее (не говоря уж о том, что на Земле небожительница внезапно узнала о головных, мышечных и других женских болях).
Однажды, когда мужа не было дома, Чанъэ не выдержала и выпила весь элексир бессмертия.
Возвращаясь, Хоу И увидел, как его жена возносится в небо. А мы помним, какими основными методами руководствовался Хоу И для решения проблем: он схватил лук, натянул тетиву и пустил стрелу в улетающую жену. Но видно, в последний момент у него дрогнула рука и впервые в жизни небесный стрелок промахнулся.
Через некоторое время Хоу И пришел в себя и чрезвычайно устыдился своего поступка. Где это видано - стрелять в собственную жену? В знак раскаяния и почитания Хоу И начал оставлять подношения для своей жены, вновь ставшей небожительницей: сладкие десерты и фрукты.
Но хотя Чанъэ и вознеслась на небо, Небесный император не пустил ее в небесные чертоги. Вместе со своим мужем она все еще оставалась в изгнании. Пришлось Чанъэ отправляться на Луну.
Оказавшись на Луне, Чанъэ первым делом, по привычке, начала бранить своего мужа, и вдруг почувствовала, как рот ее открывается все шире, а голова все глубже уходит в плечи. Посмотрев на себя, Чанъэ увидела, что превратилась в жабу. Так себялюбивая и сварливая женщина, будь она хоть самой прекрасной феей, становится похожа на жабу.
Впрочем, через некоторое время Чанъэ перестала злиться и вновь стала похожей на себя. Теперь она часто вспоминал своего мужа, каким он был храбрым и самоотверженным, и ругала себя за эгоизм. Но ей уже больше никогда не довелось встретиться с мужем. На Луне живет лунный заяц, белый как нефрит, и растет коричное дерево гуйхуа. На долгие-долгие годы этот заяц стал единственным другом Чанъэ. В агатовой ступе яшмовым пестиком он толчет корицу для пилюль бессмертия.
А из почитания Лунной богини родился праздник середины осени:
Читайте подборку моих статей о Китае:
А также подписывайтесь на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве