Ингушетия - “Страна Башен” - один из самых красивых и загадочных регионов в России. На ее территории встречается много уголков, которые завораживают своей древностью, нетронутой человеком природы. Развалины старинных храмов, возносящиеся ввысь средневековые башни напоминают об ушедших поколениях людей когда-то живущих на этой прекрасной земле.
Человек, посетивший достопримечательности Ингушетии, почувствует себя перенесшимся на многие века в прошлое - во время когда люди создали уникальные архитектурные сооружения и лишь шум ветра и топот копыт нарушали тишину. Одним из таких уникальных памятников ингушской истории является Башенный комплекс Бейни.
Башенный комплекс Бейни расположен на южном склоне Столовой горы. Бейни включает в себя уже частично разрушенные или сильно поврежденные позднесредневековые полубоевые жилые башни с различными пристройками и каменными оборонительными стенами. Девять жилых башен были сгруппированы фамильными кварталами. В западной части комплекса, одна над другой, находятся три башни Шовхаловых. В нижней части Бейни на одной высоте поперек склона расположены три башни Мурзабековых. Над ними башня Местоевых и в северо-восточном конце комплекса две башни Берсаковых - Умаровых, Келиговых. В верхней же части расположена единственная полубоевая башня.
Башни из камня являлись надежной защитой от врагов, были долговечны и прочны. Разные подсобные помещения, находившиеся вокруг башни, но на некотором расстоянии от нее, сооружались из дерева. Н. Яковлев, в 20 - 30 годы проводивший исследования в Ингушетии, писал: “Только имевший наследственную долю в боевой башне и могильнике считался полноправным свободным ингушом.”
Древнейшими считаются полужилые - полубоевые башни (г1ала). Иногда встречаются двухэтажные, но чаще это - трех- и четырехэтажные. Завершались они деревянным потолком, сверху обмазанный глиной. Завершения стены поверху покрывались камнями, не скрепленными раствором для метания их во врагов. На первом этаже находился скот. Второй этаж башни был особо священным, в нем на цепи висел котел на священной цепи (з1и). На последующих этажах были так же жилые этажи и хранились различные продовольственные запасы. Самый верхний этаж, назывался “сокол башни” был боевым. В нем хранились камни, ружья, луки, стрелы.
Как появилось селение Бейни нам рассказывает легенда. Некогда, на месте Бейни находилось село Йоарах1аче - что переводится как “сорняк”, жили тут Г1ам - наькъан - племя злых ведьм. Они отличались жестокостью и коварством. Не было от них ни кому покоя. В основном их занятиями были грабежи и разбой. Для набегов и ведения войн в условиях горной местности их род имел 63 война - всадника. Горцы долго терпели их бесчинства. Наконец пришёл день, когда соседям их коварство, и они решили хитростью искоренить ведьм. Братья Дзарах, Марзбик, Шовхал из села Фалхан, скрыв истинные свои намерения, пригласили на пир мужчин их рода и отравили. Выжить сумели только двое из их рода, находясь в отъезде. Племя Г1ам - наькъан было сломлено, оставшиеся женщины и дети покинули эти места навсегда. Так исчезло село Йоарах1аче и со временем на этом месте возник аул Бейни. Старожилы говорили, что село свое новое название получило от убитых ведьм, то есть от ингушского слова “мертвые” - Бейни, а рядом лежащее село стали называть Кашат1е - место их погребения. Уже в советские годы, в годы репрессий, 23 февраля 1944 года комплекс был покинут жителями. Их, как и тысячи других ингушей, насильно выселили со своей земли. До этих событий в башне Местоевых в те годы жил Местоев Воки, с сыновьями Магомедом и Ахмедом. Ахмед дожил до наших дней и многое рассказывал о Бейни и жизни в комплексе.
Сейчас комплекс Бейни является местом посещения туристов. Бейни не оставляет никого равнодушным, пробуждают в душе лучшие чувства, открывают скрытые таланты, в каждом, кто хоть раз здесь побывал. Это идеальное место для душевного расслабления, эмоциональной гармонии. Бейни - место, где ощущается дух древнего народа, мощь и сила ингушей.
Александр Темиров