№8 – одно из самых интересных и прибыльных заданий в ЕГЭ по русскому языку. Теперь оно приносит 3 первичных балла, хотя в прошлые годы давали честные 5 (по баллу за каждый правильный ответ). Посвящено задание грамматическим ошибкам и является своеобразным тренингом для их поиска и определения вида ошибки в любом тексте. Даже в собственном сочинении. В общем, с какой стороны ни посмотри – одна польза. Только вот приступать к нему многие ребята боятся. Чтобы избавиться от неуверенности и смело взять быка за рога, советую следовать алгоритму, указанному ниже.
Шаг 1
Распечатайте этот материал (ссылка активна).
В нём даны все грамматические ошибки, встречающиеся в КИМах ЕГЭ с пояснениями и примерами. Особенно ценно, что даны примеры с ошибками и варианты их исправления. Это позволяет учиться рассуждать и видеть способы устранения ошибки.
Шаг 2
Чтобы лучше запомнить все виды ошибок, каждый раз прочитывая пять из них, указанных в задании, обращайтесь к распечатке. Прочитывайте названия ошибок и примеры.
Желательно в распечатке разобрать все примеры ошибочных предложений по составу, чтобы видеть синтаксические нестыковки.
Шаг 3
Приступайте к практике. 9 предложений, указанных в КИМе, необходимо разобрать по составу, провести синтаксический анализ. Работать лучше карандашом, а не ручкой, чтобы был шанс быстро исправить ошибку в выделении членов предложения. При разборе следуйте правилам:
1. Всегда начинайте с поиска грамматической основы: подлежащего и сказуемого. Даже если вы видите однородные или причастный оборот и у вас руки чешутся их выделить.
2. Полный синтаксический разбор проводить не обязательно. Второстепенные члены, если это не приложения или однородные, не требуют пристального внимания. Их можно не выделять.
3. При нахождении причастного оборота ОБЯЗАТЕЛЬНО ищите главное слово, от которого задаётся вопрос. Иначе ошибку можно и не увидеть.
4. При нахождении однородных внимательно следите за градационными союзами и обобщающими словами (при их наличии).
5. Если предложение сложноподчинённое, составляйте схему внутри, беря главную часть в квадратные скобки, а придаточную в круглые. Графическое обозначение границ предложения помогает видеть некоторые ошибки.
До обретения определённого навыка разбор по составу 9 предложений занимает немалое количество времени, и у особо торопливых учеников может возникнуть вопрос: «Зачем так сложно!?» Отвечаю: чтобы видеть ошибки, а не угадывать их. Например, чтобы найти ошибку в согласовании между подлежащим и сказуемым, нужно сначала найти сами главные члены, а затем оценивать согласованы ли они в числе или в роде. Чтобы увидеть проблему с причастным или деепричастным оборотами, необходимо обнаружить сами эти обороты.
Шаг 4
Определяйте ошибку, сверяясь с распечаткой. Если возникают сомнения, действуйте по аналогии, то есть смотрите на примеры с ошибками, сопоставляйте их. Сразу запоминайте правильные названия ошибок, чтобы не путаться.
Шаг 5
В том случае если вы всё разобрали, но не видите ошибку, действуйте путём исключения. Вычёркивайте номера предложений, ошибки в которых вы точно обнаружили. Ещё раз перечитывайте и разбирайте по составу оставшиеся предложения, постепенно сужая круг поиска.
Советую просмотреть мой видеоразбор демоверсии №8 (ссылка активна).
Удачи и терпения!
Анна Терехова
Поддержать канал: