Как я и обещал, посвящаю отдельную статью иранской авиации во Второй Мировой войне. Конечно, армия Ирана в числе активных участников той войны не замечена, и вообще была оккупирована советскими и британскими войсками, после чего использовалась как важный транспортный коридор, по которому Советский Союз получал самые разнообразные грузы в рамках Ленд-лиза. Кстати, танки и прочие машины к нам шли главным образом именно через Иран.
Но, хоть иранская армия участия в войне не принимала, это не значит, что её не интересно изучать. Чем и предлагаю заняться. И в полном соответствии со словами известной песни, первым делом мы изучим самолёты.
Иран, хоть и не являлся авиационной державой, но, вы, наверное, удивитесь, даже сам уже производил самолёты. Конечно, иностранной разработки, но, тем не менее.
Начало военно-воздушных сил Ирана было положено в 1924 году. Правда, первый иранский пилот научился летать лишь в 1925 году, а реально оформлена была авиация в 1926 году. Первым самолётом иранских ВВС, согласно иранским справочникам, указан чехословацкий разведчик-бомбардировщик Aero A.30. Видимо, это ошибка, ибо в том же иранском справочнике совершенно правильно написано, что сей самолёт производится лишь с 1926 года.
Самолёты закупались в самых разных странах: СССР, Франции, Великобритании, Германии и Польше.
В 1924 году Иран начал закупки самолётов для создаваемых ВВС и в тот год было приобретено:
- 2 или 3 французских бомбардировщика-разведчика Breguet Br.XIV (разработан ещё в Первую Мировую);
- 2 французских многоцелевых самолета Potez VIII;
- 2 французских учебно-тренировочных Bleriot-SPAD;
- 24 или 26 разведчиков, которые иногда указывают как британские de Havilland D.H.9A, но вообще это были советские разведчики Р-1 (наша копия D.H.9). Поставки всех машин растянулись до 1926 года;
- 3 немецких транспортных Junkers F.13;
- 9 британских учебных самолётов Avro 504K.
Далее закупки продолжались, но в экономичном режиме. В 1925 году было куплено в Германии 2 многоцелевых самолёта Junkers A.20, в 1926 — 2 французских бомбардировщика-разведчика Breguet Br.XIX. В 1928 году из СССР было поставлено 8 истребителей И-2бис и 5 учебных самолётов У-1, а в 1929 году 2 немецких транспортных Junkers W.33.
В 1932 году начинается более серьёзное строительство ВВС. Начинается с закупки 99 английских многоцелевых (учебных) самолетов D.H.82 Tiger Moth, а ещё 10 построено позже.
В следующем году куплено 10 советских разведчиков Р-5.
А в 1934 году было приобретено 56 британских разведчиков Hawker Audax и 10 (или 5) построено уже в 1938-39 годах. В том же году в Иране появился единственный американский учебный самолёт Curtiss N2C Fledgling и 24 английских истребителя Hawker Fury.
В 1936 году куплено 3 британских транспортных самолёта D.H.89 Dragon Rapide.
В 1938 году в Великобритании купили 35 английских лёгких бомбардировщиков Hawker Hind, а в 1939 году началась постройка ещё 20 таких самолётов в Иране.
В 1939 году куплен единственный польский многоцелевой самолет RWD-13, заказано 30 английских истребителей Hawker Hurricane, но получен лишь один самолёт.
В 1940 году прибавилось 3 британских многоцелевых тренировочных самолетов Airspeed AS.10 Oxford и 10 американских истребителей Curtiss H75A Hawk.
После того, как в Иран в 1941 году вошли советские и иранские войска, самолётов в иранских ВВС не поставлялись, за исключение 15 британских патрульных самолета Avro Anson. Которые Иран получил в 1944, когда исход войны уже был ясен.
Как видите, состав авиационного парк был весьма пёстрым, но для того времени это было обычным явлением среди стран, которые сами не создавали самолёты. Если вы не посчитали, то сообщаю, что в общей сложности до 1945 года Иран приобрёл около 350 самолётов, значительная часть которых составляют машины не боевые, и, мягко говоря, не самые современные.
Из того что реально могло как-то воевать были 34 истребителя Curtiss H75A Hawk и Hawker Fury, да 65 Hawker Hind и Р-5, которые могли использоваться в качестве лёгких бомбардировщиков и штурмовиков.
В результате, в начале Второй Мировой войны, в составе ВВС Ирана имелось четыре авиационных полка. Их состав на 20-е ноября 1939 года:
- 1-й полк (в Тегеране): 33 разведчика-бомбардировщика Hind, 21 истребителей Fury, 1 буксировщик мишеней Audax, 15 учебных Tiger Moth, 1 невооружённый истребитель Hurricane;
- 2-й полк (в Тебризе): 21 разведчик Audax и 4 учебных Tiger Moth;
- 3-й полк (в Машхаде): 8 разведчиков Audax, 4 истребителя Fury и 4 учебных Tiger Moth;
- 4-й полк (в Ахвазе): 7 разведчиков Audax и 4 учебных Tiger Moth.
Остальные машины находились в школах и на хранении.
В декабре 1943 года состав иранской авиации выглядел так:
- Полк в Тегеране: 10 разведчиков Audax, 27 разведчиков-бомбардировщиков Hind, 11 истребителей Fury и 18 учебных Tiger Moth;
- Полк в Исфахане: 16 разведчиков-бомбардировщиков Hind и 7 учебных Tiger Moth;
- Лётная школа в Тегеране: 15 разведчиков Audax, 1 истребитель Fury и 39 учебных Tiger Moth;
- Отдельная авиагруппа: 3 тренировочных Oxford, 1 истребитель Hurricane, 1 учебный Curtiss Fledgling, 1 многоцелевой самолет RWD-13, 2 транспортных Junkers W.33 и 1 транспортный Dragon Rapide;
- В парках на хранении: 11 разведчиков Audax, 6 разведчиков-бомбардировщиков Hind, 4 истребителя Fury и 14 учебных Tiger Moth.
После войны ВВС Ирана активно перевооружались на новые самолёты, в числе которых были английские Hurricane Mk IIC и американские Republic P-47 Thunderbolt.
А уже совсем-совсем после войны, в Иран стали поступать американские F-84 Thunderjet и F-86 Sabre.
Ну вот теперь некоторое общее представление об иранской авиации того периода я вроде бы дал. Мне кажется это интересным. Посему продолжу вас знакомиться с малоизвестными армиями, так что не забудьте подписаться на мой канал.
А пока рекомендую вам мою статью: