Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Древний путь из Китая в Индию, или малоизвестный собрат Шелкового Пути

Большинство наших читателей знают о существовании Шелкового Пути, однако мало кто в курсе про Чайный Путь, вполне сравнимый с ним. Хотя на Западе его порой именуют как Южный Шелковый Путь из Китая в Индию и Бутан через Тибетское нагорье. Мы уже упоминали про него, рассказывая про Тайные общества в провинции Сычуань, которые как раз контролировали тамошнюю движуху на излете Цин. Вот читатели и попросили рассказать более подробно.

-2

Итак. Правильное устоявшееся название - «Древняя чайная конная дорога» (茶马古道 chámǎ gǔdào). Однако в название кое-что ещё сокрыто, но об этом - позже!

На территории Китая эта дорога была расположена между горами Хэндуань на юго-западе Китая и Цинхай-Тибетским плато. Начиналась в Чэнду провинции Сычуань и в Куньмине провинции Юньнань. Следующей опорной точкой была Лхаса в Тибетском автономном районе.

Таким образом в прежние годы переносили чай по этой дороге.
Таким образом в прежние годы переносили чай по этой дороге.

Дорожная сеть охватывала не только провинции Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу и Тибетский автономный район, но и бассейны четырех крупных рек, включая реки Брахмапутра и Янцзы. Таким образом эта дорога была важным связующим звеном для экономического и культурного обмена. Причем не только для имперского Китая, но и среди различных многочисленных этнических групп на юго-западе Китая.

Этот маршрут сформировался ещё во времена династии Западная Хань, был торговым путем через Цинхай-Тибетское нагорье, окончательно сформовавшимся в XI веке, процветавшим в годы Мин и Цин, просуществовавшим до 1950-х годов.

Древний колодец на Пути.
Древний колодец на Пути.

Что интересно, Путь связан и с военным делом, так что этот текст не слишком выходит за рамки тематики нашего канала. :) Ибо эта дорога была не только процветающим местом для перевозки чая, но и служила для торговли лошадьми.

-5

Надпись на одной из стел на месте старинного перевалочного пункта гласит:

Из-за постоянного использования войсками династии Сун, боевые лошади были необходимы в обмен на чай. На седьмом году правления император Шэньцзун отправил Ли Ци в Сычуань для организации закупок чая и лошадей.

Из-за войны с чжурчженями армия Сун потеряло много лошадей, и войска срочно нуждались в большом количестве не только боевых лошадей для конницы, но и рабочих - для перевозки зерна.

Караван времён войны с Японией.
Караван времён войны с Японией.

До нас дошли записи той поры, где указывается, что чиновник Ли Ци (李杞 Lǐ Qǐ), ответственный за закупку чая и лошадей, был рекомендован Ван Аньши и назначен императором Шэньцзуном выполнять три важные задачи:

  • во-первых, покупать 30 миллионов цзиней чая каждый год;
  • во-вторых, чай следовало транспортировать к северо-западной границе в обмен на 30 000 боевых лошадей, необходимых армии династии Сун;
  • в-третьих, собирать властям триста тысяч связок монет (三十万贯 wànguàn) налога на торговлю чаем (茶税 cháshuì).

Руководимое Ли Ци специальное подразделение служило не только для торговли чаем и лошадьми, чтобы обеспечить долгосрочные и стабильные поставки чая в регионы, конечной целью было укрепление господства центральной власти, по сути "связывая" удаленные регионы с центром.

Ван Аньши (王安石 Wáng Ānshí, 1021-1086), реформатор и экономист, прозаик и поэт, в 1069 году был назначен на должность первого министра. Он обеспечивает внедрение своего «Нового закона» (新法 xīnfǎ), направленного на абсолютизм центральной власти и ограничивающего крупных землевладельцев. Активно вел работы по охране водных ресурсов, построил множество дамб, чтобы решить задачу орошения рисовых полей и обеспечить выживаемость сельскохозяйственных культур в засушливые годы. Создал структуру зерновых хранилищ, чтобы была возможность одалживать зерно простым земледельцам. В дополнение к различным новым идеям в области экономики, сельского хозяйства и охраны водных ресурсов, Ван Аньши также уделял большое внимание местному образованию.
Ван Аньши (王安石 Wáng Ānshí, 1021-1086), реформатор и экономист, прозаик и поэт, в 1069 году был назначен на должность первого министра. Он обеспечивает внедрение своего «Нового закона» (新法 xīnfǎ), направленного на абсолютизм центральной власти и ограничивающего крупных землевладельцев. Активно вел работы по охране водных ресурсов, построил множество дамб, чтобы решить задачу орошения рисовых полей и обеспечить выживаемость сельскохозяйственных культур в засушливые годы. Создал структуру зерновых хранилищ, чтобы была возможность одалживать зерно простым земледельцам. В дополнение к различным новым идеям в области экономики, сельского хозяйства и охраны водных ресурсов, Ван Аньши также уделял большое внимание местному образованию.

Командовал караваном «конская голова» ( 马锅头 mǎguōtóu), который всё организовал и руководил общей работой, распределяя по одному вознице на каждые 3-5 вьючных лошадей. Сопровождали такой караван специально выделенные охранники с оружием для защиты от диких зверей и горных бандитов.

Перевозка грузов в годы Второй Мировой Войны.
Перевозка грузов в годы Второй Мировой Войны.

Во время войны с Японией уже в ХХ веке этот Путь фактически стал «спасательным кругом» для перевозки военных грузов.

А сейчас эта дорога внесена в список национального культурного наследия. И там действительно интересно побродить и есть, на что посмотреть!

-9

Всем хорошего чаепития!

Дм. Моисеев, СПб - 2022