Большинство наших читателей знают о существовании Шелкового Пути, однако мало кто в курсе про Чайный Путь, вполне сравнимый с ним. Хотя на Западе его порой именуют как Южный Шелковый Путь из Китая в Индию и Бутан через Тибетское нагорье. Мы уже упоминали про него, рассказывая про Тайные общества в провинции Сычуань, которые как раз контролировали тамошнюю движуху на излете Цин. Вот читатели и попросили рассказать более подробно.
Итак. Правильное устоявшееся название - «Древняя чайная конная дорога» (茶马古道 chámǎ gǔdào). Однако в название кое-что ещё сокрыто, но об этом - позже!
На территории Китая эта дорога была расположена между горами Хэндуань на юго-западе Китая и Цинхай-Тибетским плато. Начиналась в Чэнду провинции Сычуань и в Куньмине провинции Юньнань. Следующей опорной точкой была Лхаса в Тибетском автономном районе.
Дорожная сеть охватывала не только провинции Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу и Тибетский автономный район, но и бассейны четырех крупных рек, включая реки Брахмапутра и Янцзы. Таким образом эта дорога была важным связующим звеном для экономического и культурного обмена. Причем не только для имперского Китая, но и среди различных многочисленных этнических групп на юго-западе Китая.
Этот маршрут сформировался ещё во времена династии Западная Хань, был торговым путем через Цинхай-Тибетское нагорье, окончательно сформовавшимся в XI веке, процветавшим в годы Мин и Цин, просуществовавшим до 1950-х годов.
Что интересно, Путь связан и с военным делом, так что этот текст не слишком выходит за рамки тематики нашего канала. :) Ибо эта дорога была не только процветающим местом для перевозки чая, но и служила для торговли лошадьми.
Надпись на одной из стел на месте старинного перевалочного пункта гласит:
Из-за постоянного использования войсками династии Сун, боевые лошади были необходимы в обмен на чай. На седьмом году правления император Шэньцзун отправил Ли Ци в Сычуань для организации закупок чая и лошадей.
Из-за войны с чжурчженями армия Сун потеряло много лошадей, и войска срочно нуждались в большом количестве не только боевых лошадей для конницы, но и рабочих - для перевозки зерна.
До нас дошли записи той поры, где указывается, что чиновник Ли Ци (李杞 Lǐ Qǐ), ответственный за закупку чая и лошадей, был рекомендован Ван Аньши и назначен императором Шэньцзуном выполнять три важные задачи:
- во-первых, покупать 30 миллионов цзиней чая каждый год;
- во-вторых, чай следовало транспортировать к северо-западной границе в обмен на 30 000 боевых лошадей, необходимых армии династии Сун;
- в-третьих, собирать властям триста тысяч связок монет (三十万贯 wànguàn) налога на торговлю чаем (茶税 cháshuì).
Руководимое Ли Ци специальное подразделение служило не только для торговли чаем и лошадьми, чтобы обеспечить долгосрочные и стабильные поставки чая в регионы, конечной целью было укрепление господства центральной власти, по сути "связывая" удаленные регионы с центром.
Командовал караваном «конская голова» ( 马锅头 mǎguōtóu), который всё организовал и руководил общей работой, распределяя по одному вознице на каждые 3-5 вьючных лошадей. Сопровождали такой караван специально выделенные охранники с оружием для защиты от диких зверей и горных бандитов.
Во время войны с Японией уже в ХХ веке этот Путь фактически стал «спасательным кругом» для перевозки военных грузов.
А сейчас эта дорога внесена в список национального культурного наследия. И там действительно интересно побродить и есть, на что посмотреть!
Всем хорошего чаепития!
Дм. Моисеев, СПб - 2022