- Вона вишь как играет, стервец - одобрительно кивнул на горцев обер-офицер фузилерной роты драгунского полка Макарыч, обращаясь к молодому унтеру этой же роты Семену Городовикову.
Цикл рассказов о Персидском походе 1722-1723 годов
Макарыч служил в Терском городке давно. Знал все о местных народцах и обычаях. Сам из крестьянских сыновей был повышен в офицеры за геройство при Полтаве.
Семен в армию пришел недавно. Из дворян новой Астраханской губернии. Отец его Степан был воеводой пушкарного разряда как и отец. И дед. Они всегда служили при пушках Астраханского кремля.
А вот Семен что-то не захотел идти по стопам предков. И вроде место уже для него было заготовлено, и губернатор Артемий Волынский согласие дал. Не за красивые глаза конечно. Свою мзду получил. Ну так не подмажешь, не поедешь.
Но Семену вожа под хвост попала и все тут. Захотел он в действующую армию. Самолично записался в драгуны. Взяли его с охоткой. На коне он ездил как влитой. С детства скакал по степи и в ночное с местными ногайскими и казацкими детьми. Научился от них управлять лошадью только ногами. Стрелял из самодельного лука так метко, что на скаку попадал в любой горшок на плетне по выбору. Нагайкой мог перебить хребет корсаку в степи.
Вымахал он к своим 20 годам в здоровенного детину. Грамоту не знал и не интересовался ею. Мог только нацарапать свое имя. Что и сделал, когда подписывал патент на службу. Ему как дворянину дали унтер-офицерское звание. И на этом все привилегии заканчивались.
В драгунском полку его гоняли как всех. Учили стрелять из фузеи, держать строй, рубить саблей, заучивать артикул воинской службы. За два года Семен стал хорошим солдатом. А если ты хороший солдат, то солдатами командовать сможешь.
Теперь вот первое настоящее дело. Царь задумал большой поход в персидские земли. Но вначале надо было покорить сильное Эндиреевское княжество кумыков. Оно не давало покоя русскому приграничью на Кавказе уже 100 лет. И несколько раз кумыки били большие русские рати.
Для боя с кумыками послали два драгунских полка, кабардинцев и казаков. Семен попал в одну роту с Макарычем. Чему был очень рад. Макарыч тоже был рад взять шефство над молодым офицером. У него не было своих детей, да и семьи вообще. С сызмальства в потешных войсках, потом служба. Не до семьи. Семен стал сыном для старого вояки. Он с удовольствием передавал ему свой опыт.
Вот и теперь Семен с Макарычем ехали в передовом эскадроне. Семен с удивлением отметил, что до реки Койсу, где их ждали основные силы от драгун отделились казаки и кабарда.
На невысказанный вопрос Макарыч ответил сам. Он как всегда покуривал трубочку и вроде ни на что не обращал внимания. Хотя все ведал.
- Ты головой не размахивай, шляпа. Тебе еще шея пригодиться, чтобы на барышень смотреть. Отделились от нас значит диспозиция такая. Наше дело солдатское. Сказали ехать, едем. Сказали стоять, стоим. Нечего голову забивать. У нас начальство есть, пусть оно думает - спокойно излагал старый вояка, покуривая свою любимую трубочку.
У входа в ущелье Макарыч приказал спешиться. Драгуны взяли фузеи наизготовку. Макарыч не торопился. Издалека осмотрел каждую щель в ущелье. Потом приказал одному десятку выехать налево, другому направо, сторожа вход в теснину. Остальные под его командой вошли в ущелье.
Вначале было тихо. А потом появились горцы, которые гарцевали и что-то непонятное кричали на своем.
- А что они кричат, Дядя Макар? - спросил Семен.
- Что-что? На бой тебя зовут. Понравился им твой конь. Забрать его абреки хотят.
- На честный бой?
- У горцев если вызывают на бой, то он только честный. Один на один. По другому нельзя. Позор будет на всю семью.
У Семена загорелись глаза. Макарыч посмотрел на него и только крякнул.
- Дурашка ты! Честного боя захотел? Будет тебе скоро бой. Потерпи. А на поединок не надо. Убьешь кого в поединке и будешь кровником. Зачем тебе от горцев всю жизнь ховаться?
Но Семен уже не слушал. Молодость и азарт сыграли свое дело. Он вынесся вперед, выхватив саблю.
Горцы встретили его одобрительным улюлюканьем. Вперед выскочил молодой горец с кривой саблей, которой он крутил как черт.
Семен только усмехнулся. От своих друзей-степняков он научился драться на коне, используя обе руки. Он отпустил поводья и управлял конем только ногами. В одной руке держал саблю, а в другой скрылся кистенёк.
Приблизившись всадники попытались обмануть друг друга. Горец мгновенно переложил саблю в другую руку, чтобы обманув ударить с нее. Но пока он только собирался ударить ею Семен легонько ткнул его лошадь саблей. Та вздыбилась на дыбы. Дождавшись когда конь опустить на передние ноги Семён коротко рубанул кистенем горца по руке с саблей. Сабля отлетела в густую траву. Тогда он захватил лошадь за уздцы и приставил саблю к горлу горца.
Тот не стал просить пощады. Гордо смотрел Семену в глаза. Семен не захотел убивать. Он помнил слова Макарыча. Усмехнувшись, отпустил коня горца. И спокойно повернувшись к нему спиной поехал к своим.
Внезапно он услышал топот коня за спиной. Семен нащупал пистолет. Сзади раздался громкий окрик:
- Урус! Я Ахмат, сын Икрама! Ты мой кунак!
Семен обернулся и кивнул горцу. Тот ускакал.
Семен вернулся к своим. Молодые унтера встретили его одобрительными возгласами. Похлопывая по спине приговаривали:
- Ну ты Сёма молодчик. Как ты его. Научи, а также!
Радость прервал суровый Макарыч, приказавший строиться. Перед строем он объяви, что за оставление строя без приказа Семен Городовиков после похода приговаривается к десяти суткам гауптвахты.
А потом началось. Горцы напали так густо, что драгуны спешились и отстреливались, пока не подошли основные силы. Но и они не смогли сдержать горцев. Тех было очень много. Пришлось отступать, регулярно останавливаясь и огрызаясь огнем. Иногда вступали и в рукопашные сшибки. Тут уже Семен проявил себя, сбив не одного горца с седла.
Теряя товарищей драгуны отходили под градом пуль и стрел. Однако они смогли оттянуть на себя много горцев. Их главное поселение Эндирей осталось без прикрытия. Его легко взяли казаки и кабардинцы. Оно было сожжено, а все кто там был уведены в плен.
Статьи канала "История и культура Евразии" за сентябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы