Добрый день, уважаемый читатель! Сегодня мы разберем очень важный момент работы на маркетплейсе ОЗОН. Многие начинающие продавцы на ОЗОН не придают особого значения документам на бренды, что является огромной ошибкой. И сейчас мы попробуем разобраться, почему не стоит этого делать!
В качестве примера рассмотрим такую ситуацию:
1. Мы работаем по схеме FBO (продажа со склада ОЗОН);
2. Мы хотим продавать шариковые ручки фирмы ЮНЛАНДИЯ.
При создании карточки товара нам необходимо заполнить поле "Бренд".
В нашем случае в поле "Бренд" мы должны найти бренд "ЮНЛАНДИЯ". Находим его и видим, что ОЗОН дает нам его выбрать. И вроде все хорошо, мы можем создать карточку товара, привезти товар на склад ОЗОН, продавать его и радоваться жизни...
Но, к сожалению, это не совсем так. Мы, конечно, можем продавать товар под брендом "ЮНЛАНДИЯ", но только до того момента, пока правообладатель данного бренда не пожалуется на нас ОЗОНу, а он скорее всего пожалуется... Тогда ОЗОН заблокирует все наши карточки товаров под этим брендом и попросит предоставить в течении 3-х дней документы, подтверждающие наше право продавать товары данной торговой марки. А если мы не предоставим документы, то нам начислят 500 штрафных баллов и попросят забрать все заблокированные товары.
Когда мы наберем 1000 штрафных баллов, наш аккаунт заблокируют и мы вообще ничего продавать не сможем. Про штрафные баллы мы поговорим в следующих статьях.
Продолжим фантазировать и представим, что мы продаем данные ручки уже пол года, мы вложились в рекламу, покупку отзывов, раскрутили наши карточки и на складе ОЗОН у нас сейчас 300 единиц данного товара. И вот, на этой прекрасной ноте мы получаем "письмо счастья" от ОЗОН.
Из личного опыта скажу, если документов у Вас еще нет, то за 3 дня Вы их вряд ли получите. Правообладатели и дистрибьюторы неохотно предоставляют документы для маркетплейсов.
Теперь поговорим о том, чем это для нас кончится:
1. Мы потеряли время и средства на поднятие карточек товаров в поиске;
2. Нам нужно забрать все заблокированные товары, а за сборку каждой единицы товара ОЗОН возьмет с нас по 50 руб. Напомню, что по легенде у нас на складе ОЗОН находится 300 единиц товара, значит просто за сборку нашего товара нам придется заплатить: 300х50=15 000 руб.;
3. Нам нужно съездить на склад ОЗОН и забрать свой товар, а это, как минимум, потраченное время и затраты на бензин.
4. Теперь у нас "на руках" есть товар, который нужно как-то и где-то реализовать.
5. Правообладатель вправе подать на нас в суд за незаконное использование торговой марки, а это уже совсем другой уровень проблем... (к счастью, это очень редкое явление).
Так где же взять эти документы на бренд?
Для этого обратимся к базе знаний ОЗОН (ссылка: https://seller-edu.ozon.ru/docs/policies/documents-violations/dokumenty-na-brend.html).
Рассмотрим два самых распространенных случая:
1. Мы приобретаем товар "напрямую" у производителя/правообладателя товарного знака.
В этом случае нам потребуется только договор купли-продажи с производителем/правообладателем товарного знака.
2. Мы приобретаем товар у официального дистрибьютора.
Здесь уже немного сложнее... Нам нужен наш договор с дистрибьютором и договор дистрибьютора с производителем/правообладателем товарного знака.
Допустим, необходимые документы мы получили, что дальше?
А дальше идем в личный кабинет ОЗОН и кликаем на "Документы и бренды"
Затем "Добавить документ"
Заполняем необходимые поля:
"Бренд" - указываем название бренда, для которого загружаем документы;
"Тип документа" - для обоих, рассмотренных нами случая, выбираем "Договор с официальным представителем";
"Номер свидетельства о регистрации товарного знака" - можно запросить у производителя или дистрибьютора, либо найти в интернете (мы ищем именно в интернете);
"Описание" - это поле особо ни на что не влияет, прописываем название бренда;
"Выдан", "Истекает" - дата выдачи и окончания действия свидетельства о регистрации товарного знака. Можно запросить у производителя или дистрибьютора, либо найти в интернете (всегда прописывается вместе с номером свидетельства о регистрации товарного знака).
Теперь загружаем наши документы. Если закупаемся на прямую у производителя, то загружаем только скан нашего договора с производителем. Если закупаемся у дистрибьютора, то загружаем скан нашего договора с дистрибьютером и скан договора дистрибьютера с производителем.
Важно! Если ИП работает без печати, то дополнительно нужно загрузить скан уведомления о порядке оформления документов (бланк легко можно найти в интернете).
После загрузки документов жмем кнопку "Добавить документ".
Наша заявка на добавление документов создана и ожидает модерации. Как правило, проверка занимает не более 3-х дней.
И вот только после одобрения наших документов, мы можем спокойно продавать, продвигать наши товары и ни о чем не переживать.
Конечно, с документами на бренд много нюансов... Есть товары, которые не имеют зарегистрированной торговой марки (такие товары можно спокойно продавать, выставив в карточке товара в поле "Бренд" - "Без бренда"). Если мы сами производим какой-либо товар, то нам тоже можно не переживать об этом (мы можем зарегистрировать свой бренд, можем работать без бренда). Некоторые продавцы хитрят и в поле "Бренд" для товара, который продается под торговой маркой, указывают "Нет бренда", закрашивают эмблемы торговой марки на фото. Однако, я не рекомендую так делать, это запрещено правилами ОЗОН, быстро обнаруживается сотрудниками ОЗОН и может привести к серьезным проблемам. Да и какой нормальный предприниматель будет рисковать своим детищем?
На этом, думаю, тему брендов можно закрыть! Возможно, что-то упустил, что-то не так преподнес, буду рад конструктивной критике и советам. Если у Вас возникли вопросы, обязательно задавайте их в комментариях, во всем разберемся!
Спасибо за внимание, не забываем подписываться на блог, впереди у нас еще много интересного!