Вооруженные силы Ирана — сплошное белое пятно. И, отнюдь, не потому, что ими никто не интересуется (хотя надо признать, интерес не велик среди широкой публики), но и в силу закрытости самой страны.
Тем не менее это сильная армия, в полном соответствии со своей великой историей. Если кто вдруг забыл, то армия персов завоевывала огромные пространства ещё тогда, когда не существовало практически ни одно из современных государств.
В этой статье я хочу попробовать собрать основную информацию о состоящих на вооружении иранской авиации самолётах.
Надо заметить, что ещё в первые годы своего создания, иранская авиация имела на вооружении машины разных стран, в числе коих был и Советский Союз (наши Р-5), а также США, Великобритания, Франция и Германия. Правда, постепенно, процент английских и американских машин начинал увеличиваться. Но, думаю, про авиацию времён Второй Мировой я сделаю отдельный материал.
Современная авиация Ирана, от прежнего интернационального характера далеко не ушла. К этому добавилось ещё один интересный фактор. Самостоятельно самолёты в Иране производили ещё до Второй Мировой, было построено по 10 самолётов Tiger Moth и Hawker Audax и 20 Hawker Hind. Все английской разработки.
Сегодня в Иране также строят самолёты, широко используя методы обратной разработки или реверс-инжиниринга. Проще говоря, разбирают образцы иностранной техники и осваивают её в собственном производстве. Почему-то считают, что этим занимаются только в Китае, но для Ирана, который находится долгое время в изоляции — это единственный способ выживания.
А посему, давайте начнём обзор именно с таких машин.
Иранский самолёт — фронтовой истребитель Azarakhsh (آذرخش — «молния») является обратной разработкой самолета Northrop F-5E Tiger II. Появился в 1997 году, но первый серийный самолет показан в году 2007-м. Их количество точно не известно, видимо, 5-6 машин.
Ещё один самолёт — истребитель-перехватчик Saeqeh (صاعقه — переводят, как «удар грома»), впервые показанный в 2007 году и, видимо, принятый на вооружение чуть позже. Сколько таких самолётов выпущено, точно едва ли кто-то скажет, встречается цифра 5-6 (но есть и 30). Планировалось изначально иметь 24 истребителя. Самолёт этот создан на базе более раннего «Азарахша».
Самый новый истребитель из этого семейства — Kowsar (کوثر — тоже переводят, как «молния»), впервые показан в 2018 году. Это очень продвинутая версия «Сакеха». Судя по фото, выпущено не менее 6 машин.
То есть у всех этих самолётов «ноги растут» от американского Northrop F-5E Tiger II. Который, как легко догадаться, также состоит на вооружении иранских ВВС.
Самолёты F-5 имеются в количестве около 20 F-5B и около 55 F-5E/F, используются в качестве истребителей-бомбардировщиков. Всего в 60-70-е годы было поставлено в Иран 330 машин: 104 F-5A, 13 RF-5A, 24 F-5B, 171 F-5E и 28 F-5F. Значительная часть была утрачена в ирано-иракской войне, тогда не менее 86 самолётов записали в безвозвратные потери.
Более современных американских истребителей-перехватчиков Grumman F-14 Tomcat на вооружении иранской авиации 43. Всего было поставлено 77 самолётов, сейчас для них в Иране налажено производство запчастей.
Наших МиГ-29 имеется 36, из которых часть имеет иракское происхождение — 4 самолёта перегнали в 1991 году из Ирака во время известных событий. В нашей стране было закуплено 34 одноместных и двухместных истребителя.
Французское самолётостроение в иранских ВВС представлено 10 (или 14) истребителями Dassault Mirage F1. Все они попали в Иран из Ирака в 1991 году.
Китайское же самолётостроение представлено 24 истребителями F-7M (歼-7). Которые, впрочем, на самом деле копия наших МиГ-21. Закупались они во время ирано-иракской войны (по разным данным от 36 до 60 самолётов, включая учебные) и состоят на вооружении авиации Корпуса Стражей Исламской Революции. Поскольку едва ли могут использоваться в каком-то ином качестве, кроме как для воздушного прикрытия объектов в тылу.
Штурмовая авиация представлена нашими 10 Су-25, которые вроде бы куплены в России. Правда, в 1991 году из Ирака перегнали 7 Су-25К и 3 учебных Су-25УБК. Но потом 7 боевых самолётов вернули Ираку в 2014 году.
В качестве лёгких штурмовиков также могут использоваться учебно-тренировочные самолёты: иранские Tazarve (25 штук), бразильские Embraer EMB 312 (15 штук), пакистанские MFI-17 (25 штук).
Бомбардировочная авиация состоит из 30 наших фронтовых бомбардировщиков Су-24МК, а числе которых 24 перегнанные из Ирака в 1991 году. У нас было закуплено, как я понял 10 (или 12) самолётов.
Также в качестве истребителей-бомбардировщиков используются упомянутые выше F-5 и ещё 64 американских же McDonnell Douglas F-4D/4E Phantom II. Из «Фантома» бомбардировщик не ахти какой, но в каком-либо другом качестве его даже в Иране не могут придумать, как использовать. Всего Ираном было куплено 32 F-4D Phantom, 177 F-4E и 16 RF-4E. 6 разведчиков RF-4E до сих пор состоят на вооружении.
Как вы успели заметить, парк иранской авиации существенно пополнился иракскими самолётами, которых в 1991 году перелетело по разным данным от нескольких десятков самолетов до 138. Публикуется и вот такой список иракских машин: 24 Су-24, 24 «Мираж», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ, 4 Миг-23ВН.
Однако, иранцы сразу забраковали все МиГ-23, как чрезмерно сложные в эксплуатации и пилотировании. Иракские МиГ-21, слишком сильно отличались от китайских F-7М по вооружению и в строй тоже не стали. Неизвестно, что стало с иракскими МиГ-25П, которые до Ирана тоже долетели.
Упомяну ещё кратко военно-транспортную авиацию. Которая представлена 12 нашими Ил-76 из бывших иракских, 11 украинскими Ан-74, 19 американскими Lockheed C-130 Hercules, 12 китайскими Xian Y-7 и 9 Harbin Y-12, 10 голландскими Fokker F27, 3 французскими Dassault Falcon 50 и 5 иранскими HESA IrAn-140 (копия Ан-140).
В завершении про самый новый самолёт иранской разработки. 2-го февраля 2013 года был презентован перспективный истребитель Qaher-313 (قاهر-۳۱۳) иранского производства. Но про него пока информации крайне мало (последняя на 2017 год), машина проходит испытания и, вроде как, не очень успешно.
На этом, пожалуй, закончу. Что касается прочего иранского вооружения, которое умеет летать — вертолёты и беспилотники, то они требует отдельных материалов. Которые постараюсь сделать позже. Так что не забудьте подписаться на мой канал.
А пока предлагаю мою статью: