Часть 1
Часть 2
1963 год
-Ты уверена, что мы правильно делаем?
-Вася, она умная и серьезная девочка. И что важно - она знает, что хочет от жизни.
-Все равно мне как-то боязно. Ну почему она не может поступить в наш институт? Жила бы дома..
- Дорогой, мы не раз это уже обсуждали. Лидочка поедет учиться в Москву, она так решила и мы не вправе ее отговаривать. Ну чего ты такой упертый?
-Потому что ей всего семнадцать лет, она уедет в столицу, одна-одинешенька в большом городе.
-Ты так говоришь, будто на край света уезжает! И она не одна, с ней Ирина будет, ее подруга. Вдвоем так веселее. Все, хватит причитать, помоги мне лучше платье застегнуть, я на работу опаздываю.
- Я провожу тебя, мне по пути. Сегодня тоже работы по горло.
-А у нас сегодня проверяющий будет, как они уже надоели, до зубовного скрежета.
- Потерпи, милая. Не первый раз ты встречаешь проверяющего. И не в последний. Пошли, опаздываем.
Зинаида, стуча каблуками, шла по коридору в кабинет директора хлебозавода. Да, ее муж прав - это не первый проверяющий, и не последний, но у нее голова забита сейчас иным - ее дочь поступила в институт в Москве. Как бы она не успокаивала Василия, что все будет хорошо, но сама переживала. Хотя почему? Лидочка совсем другая, не такая как она. Зина вспомнила себя в ее возрасте и поморщилась - она уже была матерью орущего младенца. Именно с рождением дочери она поняла, что нужно взрослеть, что всю наивность и глупую упёртость нужно оставить в прошлом. Лидочка же никогда не была наивной и доверчивой, она была серьезной и умной девушкой, и они с мужем ей гордились. Значит, правильно воспитали. С этими мыслями она вошла в кабинет директора.
-А вот и наш начальник хлебопекарного цеха. Знакомьтесь - Зинаида Павловна Сафронова. А это наш проверяющий из области - Семенов Григорий Александрович.
Протянув руку, Зина замерла от неожиданности и удивления. Это он.. Прошло восемнадцать лет с их последней встречи, ему уже под пятьдесят, но она его узнала... Да и как не узнать отца своей дочери?
Он, видимо, тоже узнал ее, потому что долго не мог отвести взгляда.
Директор засуетился, поволок их в цех и торопливо, в своей привычной манере, стал все рассказывать, да показывать, но ни проверяющему, ни начальнику цеха не было до него дела, оба шли в молчании, искоса поглядывая друг на друга.
-Зинаида Павловна, - к ней подбежала мастер. - Запускать конвейер?
-Запускайте, сейчас подойду. Вы позволите? - обратилась она к директору и к Григорию. Мужчины коротко кивнули по очереди и она, стуча каблучками, которые едва заглушали стук ее сердца, запахивая белый рабочий халат, поспешила в цех.
Она пыталась сосредоточиться на конвейере, который запускали после ремонта, но все ее мысли были о Григории. Судьба их вновь столкнула, но для чего? Он здесь, он рядом, но в тот момент, когда она и думать о нем забыла, когда он ей совершенно не нужен...
Григорий пробыл на хлебозаводе еще часа три, все это время Зина, которая позже к ним присоединилась, старалась говорить только о работе. Затем Григорий и директор уединились в кабинете, где заполняли документы.
Когда он уехал, Зина вздохнула с облегчением. Он ничего не знает о дочери, и никогда от нее не узнает. Пусть как пришел в ее жизнь, так и уходит.
Но она ошиблась, он и не думал уходить из ее жизни, это она поняла, когда закончился рабочий день.
Он стоял у проходной, держа в руках букет гвоздик. Она хотела пройти мимо, но он остановил ее:
-Зиночка, а я жду тебя.
-Зря. Езжай домой, к жене и детям. Рабочий день уже закончен.
- Мы можем поговорить как старые добрые знакомые?
-Старые добрые? - Зина опешила от такой наглости. - Это говоришь мне ты, человек, который в благодарность за спасенную жизнь воспользовался наивностью и глупостью деревенской девочки?
-Если мне не изменяет память, - он подошел к ней чуть ли не вплотную и прошептал: - Это ты на меня тогда набросилась как кошка. А мне что, отказываться, когда такое добро само в руки плывет?
Ей хотелось залепить ему пощечину, но она удержалась.
-Тебе был 31 год, мне 16 лет, ты мог меня остановить, понимая, что я, по сути, еще ребенок и не отдаю отчет своим действиям. И если бы ты тогда сказал, что тебя дома ждет семья, все было бы иначе. А теперь прощай, нам больше не о чем говорить.
-Не о чем? А о нашей дочери, например?
Зина, которая успела сделать несколько шагов, резко остановилась и посмотрела на него.
-Откуда ты знаешь? - у нее все в груди похолодело.
-Директор ваш мужик разговорчивый. Он то мне и поведал что ты очень трудолюбивая и ответственная начальница. А еще хорошая мать, дочку умницу вырастила.
-Это не твоя дочь.
-Моя.. Я считать умею. Тот же директор и поведал мне что ты отпускаешь свою дочь, которой на днях семнадцать лет исполнилось, в Москву учиться. Гордится тобой директор, хвалит как девку на выданье. Вот я и посчитал.
- Это не твоя дочь, - повторила Зина.
-Да? А если я поеду в Майское и у людей поспрашиваю? Что я теряю, тут час езды до села.
- Что ты хочешь от меня? Восемнадцать лет я тебе не нужна была, а тут встречаешь, дочерью интересуешься.
-Я не знал, что у меня есть дочь.
-А что бы это изменило, а? Что? Ничего бы это не изменило. Уезжай, тебя жена ждет.
- Зина, я хочу ее увидеть.
-Ни за что! - она чуть не закипела от ярости. Ей хотелось плакать от бессилия - ее построенный идеальный мир мог рухнуть в одно мгновение.
Быстрым шагом она пошла на трамвайную остановку, а приехав домой, осторожно завела разговор о том, что Лиде нужно отправиться в Москву как можно раньше.
-Пока заселишься в общежитие, пока познакомишься с однокурсниками, с ребятами, которые тоже приехали из других городов...А не успеешь оглянуться, как учебный год наступит.
Лида и Василий переглянулись меж собой.
-Мама, что с тобой? Ты только сегодня утром говорила о том, чтобы я чуть ли не до самого последнего дома оставалась.
-Да, Зина, к чему такая спешка?
- Я подумала, что так будет лучше.
Зина прошла в комнату и села на кровать, пытаясь успокоиться. Через несколько минут Василий вошел и сел рядом.
-Мы с тобой женаты уже 12 лет и я думаю, что мы должны доверять друг другу, верно?
-К чему ты клонишь?
-Я люблю тебя и чувствую твое настроение. Сегодня что-то произошло, верно? Ты пришла с работы сама не своя, белее мела. Ты будто мыслями не с нами, стараешься быстрее отправить дочь в Москву...
-Тебе показалось.
-Жаль - вздохнул он. - Я думал, что в нашем браке не только радости, но и горести пополам..
Он уже подошел к двери, но Зина, одумавшись, остановила его.
- Вася.. Я сегодня встретила его.
-Кого?
-Гришу. Отца Лидочки.
-Какого отца? - он вернулся и сел на кровать. - Того самого, залетного?
- Да. Он сегодня с проверкой на завод приезжал. Я узнала его, а он меня.
-Но зачем ты ему про Лиду сказала? - муж разозлился.
-Не говорила я ему ничего, директор наш, Семен Ильич, как баба базарная языком мелет на каждом углу, все ему растрепал про меня, хвалился, какой у него начальник цеха на заводе. И дочь умница, и в Москву то она поступает...
-И что дальше?
-Он требует, чтобы я познакомила его с дочерью. Он увидеть ее хочет.
- Я не позволю! - Вася повысил голос и испуганная Лидочка прибежала в комнату, услышав его крик.
- Мама, папа, что случилось?
-Ничего, дочка, у мамы проблемы на работе. Ты иди в свою комнату, все хорошо.
Выпроводив дочь, Василий сел на кровать и задумался. Через несколько минут он поднял голову и посмотрел на жену.
-Скажи честно, Зина.. Я не буду тебя упрекать.. В душе что-то екнуло при виде него?
-Вася... - она покачала головой. - Я была бы счастлива, не появись он больше никогда в моей жизни.
- Я придумаю что-нибудь. Завтра. Утро вечера мудренее.
А рано утром, завтракая, Василий обратился к Лидочке.
-Дочка, ты вот скоро уедешь, у тебя начнется новая жизнь, новые друзья, новые знакомства. Домой будешь только на каникулы приезжать, а к бабушкам и того реже. Ты бы перед отъездом в столицу навестила их что ли...
-Папа, что происходит?
-Ничего. Все хорошо.
Лида, понимавшая что у родителей происходит что-то неладное и им позарез нужно, чтобы она уехала, не стала больше задавать никаких вопросов. Кротко кивнув, она после завтрака пошла собирать вещи и после полудня в сопровождении Василия уехала в деревню.
Муж должен был вернуться через три дня, погостив у своей тещи и матери. Зина решила не сидеть без дела, а действовать. Она была уверена - Григорий где-нибудь да объявится.
И была права, потому что уже к вечеру следующего дня он ждал ее у проходной.
-Так когда ты меня с дочерью познакомишь?
-Забудь. Ты ее не увидишь.
-Тогда ты не оставляешь мне выбора, я буду караулить ее у твоего дома. Адрес я узнал. Зина, хватит противиться судьбе. И вообще, я так подумал... Я сейчас свободен, жена от меня ушла год назад, дети выросли и я им стал не нужен.. Может быть, у нас получится начать все заново? Ты еще молодая и красивая женщина. Я не стар, в конце концов у нас общая дочь. С мужем, как я понимаю, у вас детей нет? Я справки навел.
Зину рассердила его прямолинейность. Он топтался по ее жизни в своих грязных сапогах, совершенно не думая о ее чувствах ни тогда, ни сейчас.
- У нас никогда ничего с тобой не получится.
- А если я налажу общение с дочерью?
- Не смей к ней подходить!
Зина пришла домой и устало откинулась на спинку кресла. Когда это закончится? Как ей избавиться от него? Завтра выходной, может быть тоже в деревню уехать, привести мысли в порядок.
Выглянув в окно, она чуть не закричала - Григорий толкался у подъезда, расспрашивая бабок, сидевших на лавочке. Когда он ушел, она оделась и выбежала на улицу.
-Катерина Ивановна, мужчина, который тут ходил.. В пальто сером.. О чем он вас спрашивал?
-Ой, Зиночка, о вас спрашивал, говорил, что начальник ваш, что..
-Что конкретно он спрашивал? - перебила ее Зина.
-Ну о семье, о Лидочке. Я и сказала , что они вчера в деревню уехали. А что, нельзя было?
Ничего не отвечая, Зина зашла в квартиру и опустилась на пол, сползая по стене. Он точно туда поедет. Поедет и все испортит... Ей нужно успеть.
Ранним утром она первым автобусом поехала в деревню. Выйдя на станции, она практически бежала по лесной тропинке в родное село. Приезжала она сюда редко, но ничего с тех пор не изменилось. Будь проклят тот куст малины, под которым она нашла раненного бойца...
Дойдя до дома матери, она услышала голоса во дворе. Григория не было видно. Вздохнув с облегчением, Зина открыла калитку и громко поздоровалась.
-Дочка! А Васенька не говорил, что ты приедешь. - Раиса как-то растерянно посмотрела на свою дочь.
-А я вот так, сюрпризом! Скучно выходные в городе проводить без семьи.
Они были все напряжены, Зина это чувствовала. Вася и Лида переглядывались, но в конце концов девушка выступила вперед и произнесла:
- Мама.. Я не знаю твоей реакции.. Как ты поступишь, но мы с папой подумали, что это просто судьба..
-О чем вы?
-Зайди в дом и все узнаешь. - Вася взял ее за руку и Зина, осторожно ступая, открыла дверь. Она ожидала увидеть здесь Григория, который раньше нее добрался до деревни, но то, что она увидела, повергло в шок - на кровати, где спала Раиса, кряхтел маленький ребенок, завернутый в пеленку.
-Кто это? - наконец обрела она дар речи.
-Найденыш.. Мы вчера шли с дочкой со станции, как услышали чей то плач. Прямо в кустах, недалеко от станции, кто-то бросил новорожденного. Подумать только, кто-то о детях мечтает, а кто-то их как котят бросает..
-Наверное, нагуляла какая-то девка, - многозначительно произнесла мать.
-И что теперь делать? - развела Зина руками.
-Правильно было бы властям сообщить, хотя бы местному председателю.. - задумчиво произнесла Лида. - Но я вот подумала сегодня ночью...Мама, папа, у вас же кроме меня нет детей, я слышала, что и не будет. Почему бы его не взять на воспитание? Я уеду и вам не скучно будет. У нас же есть все возможности для этого?
-Я и сам думал всю ночь об этом, - Василий почесал затылок. - Но пусть мама решает.
- Я не могу вот так сразу... - Зина испугалась. - Это же не котенок какой, не щенок, это ребенок, при том чужой.
Но уже после полудня, покормив ребенка козьим молоком, Зина все решила - почему бы и нет? Она столько лет мечтала о втором ребенке, но они потеряли с мужем всю надежду. А тут будто судьба сама за них все решила. Правильно ли отказываться от такого подарка? Нет, не правильно.
Уложив младенца спать, Зина вышла на улицу и подставила лицо ласковому теплому солнышку.
- Мама, у вас есть что мне рассказать, верно? - из полусонного состояния ее вывел голос Лидочки.
-С чего ты взяла?
- Я уже выросла, мама, и вполне могу понять что в семье что-то происходит, что от меня пожелали бы скрыть.
Зина задумалась - рано или поздно Григорий приедет сюда или встретит Лиду в городе. Пусть лучше она от нее все узнает.
Медленно, взвешивая каждое слово, она рассказала дочери о ее появлении на свет и что Григорий теперь хочет с ней познакомиться.
-Так вот что ты имела в виду, когда говорила мне в детстве, что нашла меня когда по грибы да ягоды ходила, - усмехнулась Лида. - Будь спокойна, у меня есть только один отец, Василий. Другого мне не надо.
Обняв дочь, Зина почувствовала облегчение. Давно надо было с ней поговорить.
Григорий объявился в селе на следующий день. Он вошел в калитку как к себе домой. Василий решил было его прогнать, но Лида остановила.
- Папа, я сама. Здравствуйте, Григорий..э...
-Зови меня папой, ведь я твой отец.
-Ошибаетесь, мой отец стоит на крыльце, а вы.. Залетный гражданин, который вскружил моей маме голову и бросил ее. Знаете, она в детстве мне говорила, что нашла меня в лесу, когда по грибы да по ягоды ходила... Но я считаю, что она нашла не меня, а мухомор, который отравлял ей жизнь. Да, да. Именно вы и есть тот самый мухомор. Красивый, но ядовитый гриб. Вы зря сюда приехали, с таким как вы я не желаю иметь ничего общего.
Развернувшись, Лида взяла Василия и Зину под руки и произнесла бодрым и звонким голоском:
- У нас есть дела, чего мы все на улице торчим, а ребенок дома без присмотра!
Григорий постоял и ушел, поняв, что разговора с дочерью не вышло.
Лидочка, зайдя в дом, взяла в руки малыша.
-Как же тебя назвать? Мама, ты подумала?
-Мне нравится имя Тимофей. Тимофей Васильевич, неплохо звучит?
-Очень даже хорошо, - Вася забрал мальчика у Лиды.
-Вот ему и будете говорить что нашли в лесу, - Лида рассмеялась. - Когда пошли по грибы да по ягоды.
Эпилог.
Лидочка уехала учиться в Москву на врача, а супруги официально усыновили мальчика. Препятствий не было никаких - семья во всех смыслах положительная. Маленький Тимофей подрастал и супруги не могли на него нарадоваться - он послан им самой судьбой в утешение, что столько лет они прожили в ожидании чуда.
Григорий больше не появлялся в их жизни, а Лида никогда и не вспоминала о человеке, который назвался ее отцом. Лишь спустя несколько лет, работая в местной больнице, Лида увидела его вновь - он попал в отделение с сердечным приступом, а наутро его не стало. Глядя на него, она не чувствовала абсолютно ничего - просто еще один пациент ушел из жизни. Одинокий и никому не нужный.
Спасибо за то, что прочитали мой рассказ. Прошу простить за допущенные ошибки и несоответствия если они есть))
Я не всегда успеваю ответить на комментарии, но я благодарна каждому моему подписчику за то, что вы есть!!! За то, что вы меня читаете!❤❤❤
Другие рассказы можно найти в НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ