Найти в Дзене

Костромской Ленин на пьедестале Романовых: чем удивителен этот памятник

О таком знатном памятнике нужно, конечно же, рассказать отдельно.

Кстати, фотографии мы делали, пробравшись с риском для жизни на задворки какой-то уже, по-моему, вечной стройплощадки, где в траве по пояс валялся строительный хлам – фанера для опалубки, арматура и все, что еще не растащили по домам местные жители.

С риском для жизни пробрались поближе, фото автора
С риском для жизни пробрались поближе, фото автора

Потому что официально доступ к памятнику закрыт тоже вечными строительными щитами, указывая на которые местные гиды гордо сообщают растерянным туристам, что-де ведется какая-никакая восстановительная работа вот уже который год.

Листайте:

А посмотреть на памятник я мечтала давно, с тех самых пор, как прочитала об истории его создания, и вот она.

В 1913 году Российская империя пышно и торжественно отмечала трехсотлетие дома Романовых. Перевалив на четвертое столетие, представители династии и представить себе не могли, что случится на их веку буквально четыре года спустя.

Торжественные мероприятия проводились по всей стране, но именно в Костроме было решено заложить памятник правящей династии: все мы помним о том, что юный Михаил Романов был призван на царство из Ипатьевского монастыря.

На высоком берегу Волги, видный с воды проходящим мимо и подходившим к городу судам, на территории кремля должен был стоять он как свидетельство нерушимости империи и преемственности императорской власти.

Ленин над городом. На его месте должны были быть Романовы, фото автора
Ленин над городом. На его месте должны были быть Романовы, фото автора

Монумент был задуман как сооружение высотой тридцать шесть метров с двадцатью шестью скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события Российской истории.

Деньги на него собирали всем миром: несколько лет по стране шел сбор средств, и вот наконец-то 20 мая 1913 года в присутствии Николая Второго и членов августейшей фамилии состоялась закладка памятника.

Его проект был утвержден годом ранее – то была работа скульптора Адамсона, занявшая второе место на конкурсе, проведенном Академией художеств.

Вот так он должен был выглядеть.

фото из интернета
фото из интернета

То есть, как мы видим, постамент не должен был стать постаментом в классическом понимании – ведь его венчал не памятник, а лишь изящная часовенка с символом империи – двуглавым орлом, тогда как фигуры памятника располагались у подножия и на его «теле».

Но рок сулил иное.

Из-за начавшейся войны работы шли довольно вяло, и постамент был готов лишь к 1916 году, тогда же отлили и доставили в Кострому двадцать из двадцати восьми бронзовых фигур, две фигуры даже успели установить. Остальные остались лежать в ящиках.

Февральская революция вынесла памятнику окончательный приговор, скульптор Адамсон спешно покинул Россию, а бронзовые монархи были сметены волной народного гнева и буквально валялись на земле рядом с постаментом.

В 1924 году, после смерти Ленина осиротевший пролетариат озаботился увековечением его памяти, и тут вспомнили о костромском постаменте: казалось, он как нельзя лучше подходил к случаю – солидный, стоящий на видном месте еще не разрушенный до основания несостоявшийся памятник императорской власти мог отлично послужить пролетарскому вождю.

Листайте:

Часовню с постамента удалили, и первого мая 1928 года над Костромой вознеслась необыкновенно нелепая фигура Ленина. Рука вождя длиной с его же ногу явно перевешивала и тянула тело вперед, отчего вождь даже слегка отклонился назад, пытаясь соблюдать равновесие.

А императорские скульптуры отправились на переплавку на костромской завод «Рабочий металлист», и полученное вторсырье было использовано для народных нужд.

Еще о "преемственности" памятников императорской и советской России читайте: